Рабочая программа 7 кл ID4358113

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

УО Кувандыкского городского округа

МБОУ "Никольская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО
директор

______________Даутов З.З.

______________Даутов З.З.

Протокол №7
от "31" 08 2022 г.

Приказ №58
от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4358113)
учебного предмета
«История»

для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Даутов Зиннур Закирянович
учитель истории

2022 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня
своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
Ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 7 классе
составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV — XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени.
Великие географические открытия
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны
Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского
пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии.
Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в
Северной Америке. Поиски северо-восточного морского пути в Китай и Индию. Политические,
экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение
капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего
и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп.
Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и
Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм.
Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного движения.
Контрреформация. Инквизиция.
Государства Европы в XVI—XVII вв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за
колониальные владения. Начало формирования колониальных империй.
Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских
Габсбургов. Нацио- нально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы
борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции.
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. Католики
и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал
Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях. Огораживания.
Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век»
Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размежевание в
революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация Стюартов. Славная
революция. Становление английской парламентской монархии.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его. Германские
государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи Посполитой.
Международные отношения в XVI—XVII вв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение
интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях. Противостояние
османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя
война. Вестфальский мир.

Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир
человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной
культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в
естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н.
Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Востока в XVI—XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель,
законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия. Индия при Великих
Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин.
Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава, укрепление
централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран
Востока в XVI—XVII вв.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI—XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К
ЦАРСТВУ
Россия в XVI в.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских
земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание
удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества
в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским
ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений.
Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное
управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей
великокняжеской власти. Унификация денежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа.
Московское восстание 1547 г. Ереси.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и
значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена
кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа —
формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего
Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях.
Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.
Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на
Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. Формирование
Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство.
Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы

Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском
государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова.
Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана
Грозного. Результаты и цена преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление
Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:
восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство
российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных
летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса
Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601—1603 гг. и обострение
социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность
Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в
гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов.
Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский
договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑П. Делагарди и
распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона
Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на
престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем
национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и
сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими
войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на
царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной
власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с
Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с
Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление
экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль
патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в
управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской
власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности
Земских соборов. *Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности.
Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум,
формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена
местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних
торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства.
Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство,
торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. ПсковскоНовгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и
территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и
в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами
Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным
населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества.
Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Пере- яславская рада. Вхождение
земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—
1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.
Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей.
«Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения
России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин
(Китаем).
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и
русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы
Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и
Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли.
Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной
элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв.
Изменения в картине мира человека в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы
быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской
культуры в быт высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в
архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские
ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости (Китай-город,
Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное
зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная
живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с
князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в
российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного
влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах.
«Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Наш край в XVI—XVII вв.
Обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и
качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в
форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать
путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки;
локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их
принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI
—XVII вв.;
устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями
ее экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.);
характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную
ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных
памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., их
участниках;
составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI
—XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее
Новое время;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России
и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни
общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей
истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—
XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий;
б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а)
раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI—
XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII вв. с учетом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как
меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных
ценностей;
объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв. для
времени, когда они по- явились, и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (в том числе на
региональном материале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

1

0

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

01.09.2022

Обозначать на ленте времени общие хронологические рамки и
основные периоды истории Нового времени;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1489/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/3043/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

;
Объяснять, что способствовало росту интереса европейцев к
дальним странам в XV в., раскрывать предпосылки Великих
географических открытий;
Рассказывать, используя карту, о начале поисков морского пути в
Индию в XV в.;
Подготовить и представить сообщение об экспедициях Х. Колумба,
давать оценку их результатов и значения;
Объяснять, в чем состояли главные положения и значение
Тордесильясского и Сарагосского договоров;
Показывать на исторической карте маршруты экспедиций Васко да
Гамы, Ф. Магеллана, А. Тасмана, называть их результаты;
Раскрывать смысл понятий и терминов: каравелла, конкистадор,
доминион, монополия, плантация;
Объяснять, почему конкистадорам удалось относительно быстро
завоевать могущественные государства Центральной и Южной
Америки;
Раскрывать, что изменилось в положении населения Центральной и
Южной Америки с приходом европейских завоевателей;
Сравнивать начало освоения европейцами территорий в Южной
Америке и в Северной Америке (основные занятия европейских
колонистов; положение местного населения; организация хозяйства),
выявлять различия;
Рассказывать, используя историческую карту, о поисках
европейцами северо-восточного пути в страны Дальнего Востока, о
том, как устанавливались их отношения с российским государством;
Характеризовать итоги Великих географических открытий конца
XV — XVII в.: а) для европейских стран; б) для народов Нового
света; в) для всеобщей истории;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1489/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/3043/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

Раздел 1. Введение
1.1.

Введение

Итого по разделу

0

1

Раздел 2. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в.
2.1.

Великие
географические
открытия

2

0

0

07.09.2022

2.2.

Изменения в
европейском
обществе XVI—
XVI вв.

2

0

0

14.09.2022

;
Называть новые источники энергии, которые стали использоваться в
Европе в XV—XVII вв., объяснять, развитию каких отраслей
производства это способствовало;
Сравнивать ремесленное и мануфактурное производство, объяснять,
в чем заключались преимущества мануфактур;
Объяснять значение понятий и терминов: централизованная и
рассеянная мануфактура, капиталистические отношения, буржуазия;
Раскрывать, в чем выражалось и к чему вело расслоение
крестьянства в начале Нового времени;
Называть новые группы населения, появившиеся в европейских
странах в раннее Новое время;
Составлять описание европейского города XVI—XVII вв.
(«типичный город» или конкретный город по выбору);
Характеризовать условия жизни разных групп населения в
европейских городах XVI—XVII вв.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1489/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2519/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

2.3.

Реформация и
контрреформация
в Европе

2

0

0

21.09.2022

;
Характеризовать предпосылки Реформации в Германии;
Раскрывать содержание основных положений учения Лютера,
объяснять, в чем заключалась их новизна;
Объяснять значение понятий и терминов: Реформация,
индульгенция, секуляризация, булла, протестантизм, лютеранство,
кальвинизм, гугеноты, пуритане, иезуиты;
Раскрывать, представители каких групп германского общества и
почему поддержали М. Лютера;
Представлять характеристику Крестьянской войны в Германии;
Извлекать и комментировать информацию из исторических текстов
(фрагменты богословских сочинений и др.);
Представлять характеристики М. Лютера, Ж. Кальвина;
Объяснять, кем и каким образом осуществлялась контрреформация,
каковы были результаты этой политики;
Раскрывать, привлекая информацию карты, чем завершились к
концу XVI в. религиозные войны между католиками и
протестантами;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2060/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2059/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

2.4.

Государства
Европы
в XVI—
XVII вв.

7

0

0

13.10.2022

;
Объяснять значение понятий: абсолютизм, централизованное
государство, протекционизм;
Характеризовать политическое устройство и особенности
экономического развития Испании в XVI—XVII вв.;
Раскрывать, на что была направлена внешняя политика испанских
Габсбургов, приводить примеры конкретных действий;
Характеризовать положение Нидерландов под властью Габсбургов;
Рассказывать, привлекая историческую карту, о национальноосвободительном движении в Нидерландах, его причинах, целях,
участниках, формах борьбы;
Объяснять, в чем состояло значение событий 1566—1609 гг. для
Нидерландов и для Европы начала Нового времени;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2518/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2057/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2058/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2056/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

2.5.

Международные 2
отношения в
XVI -XVII вв.

0

0

20.10.2022

Называть основные группы противоречий, существовавших в
отношениях между ведущими европейскими государствами в XVI—
XVII вв., приводить примеры их проявления;
Рассказывать с опорой на историческую карту об экспансии
Османской империи в Европе;
Рассказывать о причинах Тридцатилетней войны и событиях,
ставших поводом к ее развязыванию. Систематизировать
информацию о Тридцатилетней войне 1618—1648 гг.
(хронологические рамки и этапы; основные участники, блоки
государств и их цели; ключевые события и их последствия; итоги);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/2052/start/

2.6.

Европейская
культура в
раннее Новое
время

3

0

1

26.10.2022

Называть мастеров итальянского Возрождения, творивших в первой
четверти XVI в. (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти,
Рафаэль Санти), и их произведения, объяснять, почему этот период
получил название Высокого Возрождения;
Рассказывать, о чем повествовали знаменитые романы XVI—XVII
вв., объяснять, чем они привлекали читателей в ту эпоху и в
последовавшие столетия;
Представлять характеристику стилей классицизма и барокко,
приводить примеры произведений;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2061/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

2.7.

Страны Востока
в XVI—
XVII вв.

3

0

0

09.11.2022

Объяснять, привлекая информацию исторической карты, почему XVI
в. считается временем наибольшего роста Османской державы;
Рассказывать о правлении султана Сулеймана I, объяснять, почему
он был прозван Великолепным;
Рассказывать об организации османской армии, высказывать
суждение о причинах ее побед;
Характеризовать османскую систему управления обширными
владениями в Азии, Европе, Африке;

;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1610/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

2.8.

Обобщение

1

1

0

10.11.2022

Обобщать историческое и культурное наследие раннего Нового
времени;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2520/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2940/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2521/start/
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/1611/start/

Итого по разделу

22

Раздел 3. История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества к царству
3.1.

Россия в XVI в.

13

0

0

28.12.2022

Показывать на исторической карте территорию России в первой
трети XVI в.; называть русские земли, присоединенные к Москве в
правление Василия III;
Характеризовать структуру центральной и местной власти в первой
трети XVI в.;
Сравнивать вотчину и поместье; раскрывать различия между ними;
Характеризовать внешнюю политику России в первой трети XVI в.;
оценивать ее результаты;
Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная
монархия, реформы, Земский собор, местничество, опричнина,
приказ, стрельцы, заповедные лета, урочные лета, засечная черта;

3.2.

Смута
в России

9

0

0

11.01.2023

;
Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе
накануне Смуты;
Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова;
Раскрывать причины Смуты;
Называть хронологические рамки Смутного времени;
Систематизировать исторический материал в хронологической
таблице «Основные события Смутного времени»;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2524/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2525/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu
https://urok.1c.ru/share/tas k/7b28a38b92cd878a0304
95745a2dff0c/ https://urok.1c.ru/share/tas
k/b55fb5cdfccdbfe57cb45 c65ee20bb0a/

3.3.

Россия
в XVII в.

16

0

0

08.02.2023

Характеризовать личность и деятельность первых Романовых —
Михаила Федоровича и Алексея Михайловича;
Представлять в виде схемы структуру высших органов
государственной власти и управления в России XVII в.;
Разъяснять, в чем заключались функции отдельных
представительных и административных органов в системе
управления государством;
Объяснять смысл понятий: самодержавие, раскол, старообрядчество;
Раскрывать причины и последствия церковного раскола;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2526/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2938/start/
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2044/start
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2043/start
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2527/start
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1613/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/

3.4.

Культурное
пространство
XVI-XVII вв.

5

0

0

01.03.2023

Извлекать информацию из Домостроя, изобразительных материалов
для рассказа о нравах и быте российского общества в XVI—XVII вв.;
Характеризовать новые веяния в отечественной культуре, быту в
XVII в. Объяснять значение понятий и терминов: шатровый стиль,
парсуна;
Систематизировать материал о достижениях культуры XVI—XVII
вв. (в форме таблицы), раскрывать их значение;
Составлять описание одного из памятников культуры XVI—XVII
вв.; оценивать его художественные достоинства;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2042/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

3.5.

Обобщение

2

1

0

25.05.2023

Обобщать историческое и культурное наследие России XVI-XVII вв.; Контрольная
работа;

2

1

Итого по разделу

45

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

https://resh.edu.ru/subject/ lesson/2528/start/
https://edu.skysmart.ru/tea cher/homework/pesikotuu

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Понятие «Новое время».
Хронологические рамки и
периодизация истории
Нового времени.

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;

2.

Предпосылки Великих
1
географических открытий.
Поиски европейцами
морских путей в страны
Востока. Экспедиции
Колумба. Тордесильясский
договор 1494 г. Открытие
Васко да Гамой морского
пути в Индию.
Кругосветное плавание
Магеллана. Плавания
Тасмана и открытие
Австралии.

0

0

07.09.2022 Устный опрос;

3.

Завоевания конкистадоров 1
в Центральной и Южной
Америке (Ф. Кортес, Ф.
Писарро). Европейцы в
Северной Америке.
Поиски северо-восточного
морского пути в Китай и
Индию. Политические,
экономические и
культурные последствия
Великих географических
открытий конца XV —
XVI в.

0

0

08.09.2022 Письменный
контроль;

4.

Развитие техники, горного 1
дела, производства
металлов. Появление
мануфактур.
Возникновение
капиталистических
отношений.
Распространение наемного
труда в деревне.

0

0

14.09.2022 Устный опрос;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

5.

Расширение внутреннего и 1
мирового рынков.
Изменения в сословной
структуре общества,
появление новых
социальных групп.
Повседневная жизнь
обитателей городов и
деревень.

0

0

15.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

6.

Причины Реформации.
Начало Реформации в
Германии; М. Лютер.
Развертывание
Реформации и
Крестьянская война в
Германии.
Распространение
протестантизма в Европе.

1

0

0

21.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Кальвинизм. Религиозные
войны. Борьба
католической церкви
против реформационного
движения.
Контрреформация.
Инквизиция.

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

8.

Абсолютизм и сословное
1
представительство.
Преодоление
раздробленности. Борьба
за колониальные владения.
Начало формирования
колониальных империй.

0

0

28.09.2022 Устный опрос;

9.

Испания под властью
1
потомков католических
королей. Внутренняя и
внешняя политика
испанских Габсбургов.
Нацио- нальноосвободительное движение
в Нидерландах: цели,
участники, формы борьбы.
Итоги и значение
Нидерландской
революции.

0

0

29.09.2022 Письменный
контроль;

10. Франция: путь к
1
абсолютизму. Королевская
власть и централизация
управления страной.
Католики и гугеноты.
Религиозные войны.
Генрих IV. Нантский эдикт
1598 г. Людовик XIII и
кардинал Ришелье.
Фронда. Французский
абсолютизм при Людовике
XIV.

0

0

05.10.2022 Устный опрос;

11. Англия. Развитие
капиталистического
предпринимательства в
городах и деревнях.
Огораживания.
Укрепление королевской
власти при Тюдорах.
Генрих VIII и королевская
реформация. «Золотой
век» Елизаветы I.

1

0

0

06.10.2022 Тестирование;

12. Английская революция
1
середины XVII
в. Причины, участники,
этапы революции.
Размежевание в
революционном лагере. О.
Кромвель. Итоги и
значение революции.
Реставрация Стюартов.
Славная революция.
Становление английской
парламентской монархии.

0

0

12.10.2022 Устный опрос;

13. Страны Центральной,
1
Южной и Юго-Восточной
Европы. В мире империй и
вне его. Германские
государства. Итальянские
земли.

0

0

13.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

14.

0

0

19.10.2022 Устный опрос;

Положение славянских
народов. Образование
Речи Посполитой.

1

15. Борьба за первенство,
1
военные конфликты между
европейскими державами.
Столкновение интересов в
приобретении
колониальных владений и
господстве на торговых
путях.

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

16.

1

0

0

26.10.2022 Тестирование;

1

0

0

27.10.2022 Устный опрос;

18. Мир человека в литературе 1
раннего Нового времени.
М. Сервантес. У. Шекспир.
Стили художественной
культуры (барокко,
классицизм). Французский
театр эпохи классицизма.

0

0

09.11.2022 Устный опрос;

19. Развитие науки: переворот 1
в естествознании,
возникновение новой
картины мира.
Выдающиеся ученые и их
открытия (Н. Коперник, И.
Ньютон). Утверждение
рационализма.

0

0

10.11.2022 Устный опрос;

20. Османская империя: на
1
вершине могущества.
Сулейман I
Великолепный:
завоеватель, законодатель.
Управление
многонациональной
империей. Османская
армия.

0

0

16.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Противостояние
османской экспансии в
Европе. Образование
державы австрийских
Габсбургов.
Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир.

17. Высокое Возрождение в
Италии: художники и их
произведения. Северное
Возрождение.

21. Индия при Великих
Моголах. Начало
проникновения
европейцев. Ост-Индские
компании.

1

0

0

17.11.2022 Устный опрос;

22. Китай в эпоху Мин.
Экономическая и
социальная политика
государства. Утверждение
маньчжурской династии
Цин.

1

0

0

23.11.2022 Письменный
контроль;

23. Япония: борьба знатных
кланов за власть,
установление сегуната
Токугава, укрепление
централизованного
государства. «Закрытие»
страны для иноземцев.
Культура и искусство
стран Востока в XVI—
XVII вв.

1

1

0

24.11.2022 Устный опрос;

24. Завершение объединения 1
русских земель. Княжение
Василия III. Завершение
объединения русских
земель вокруг Москвы:
присоединение Псковской,
Смоленской, Рязанской
земель. Отмирание
удельной системы.
Укрепление
великокняжеской власти.

0

0

30.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

25. Внешняя политика
Московского княжества
в первой трети XVI в.:
война с Великим
княжеством Литовским,
отношения с Крымским и
Казанским ханствами,
посольства в европейские
государства.

0

0

01.12.2022 Устный опрос;

1

26. Органы государственной
1
власти. Приказная
система: формирование
первых приказных
учреждений. Боярская
дума, ее роль в управлении
государством. «Малая
дума». Местничество.
Местное управление:
наместники и волостели,
система кормлений.
Государство и церковь.

0

0

07.12.2022 Устный опрос;

27. Царствование Ивана
IV. Регентство Елены
Глинской. Сопротивление
удельных князей
великокняжеской власти.
Унификация денежной
системы.

1

0

0

08.12.2022 Письменный
контроль;

28. Период боярского
правления. Борьба за
власть между боярскими
кланами. Губная реформа.
Московское восстание
1547 г. Ереси.

1

0

0

14.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29. Принятие Иваном IV
1
царского титула. Реформы
середины XVI в.
«Избранная рада»: ее
состав и значение.
Появление Земских
соборов: дискуссии о
характере народного
представительства. Отмена
кормлений. Система
налогообложения.
Судебник 1550 г.
Стоглавый собор. Земская
реформа — формирование
органов местного
самоуправления.

0

0

15.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

30. Внешняя политика России
в XVI в. Создание
стрелецких полков и
«Уложение о службе».
Присоединение
Казанского
и Астраханского ханств.
Значение включения
Среднего и Нижнего
Поволжья в состав
Российского государства.
Войны с Крымским
ханством. Битва при
Молодях. Укрепление
южных границ.

1

0

0

21.12.2022 Устный опрос;

31. Ливонская война: причины 1
и характер. Ликвидация
Ливонского ордена.
Причины и результаты
поражения России в
Ливонской войне

0

0

22.12.2022 Устный опрос;

32. Поход Ермака
Тимофеевича на
Сибирское ханство.
Начало присоединения к
России Западной Сибири.

1

0

0

28.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

33. Социальная структура
российского общества.
Дворянство. Служилые
люди. Формирование
Государева двора и
«служилых городов».
Торгово-ремесленное
население городов.
Духовенство. Начало
закрепощения крестьян:
Указ о «заповедных
летах». Формирование
вольного казачества.

1

0

0

29.12.2022 Устный опрос;

34. Многонациональный
1
состав населения Русского
государства. Финноугорские народы. Народы
Поволжья после
присоединения к России.
Служилые татары.
Сосуществование религий
в Российском государстве.
Русская православная
церковь. Мусульманское
духовенство.

0

0

11.01.2023 Устный опрос;

35. Опричнина, дискуссия о ее 1
причинах и характере.
Опричный террор. Разгром
Новгорода и Пскова.
Московские казни 1570 г.
Результаты и последствия
опричнины.
Противоречивость
личности Ивана Грозного.
Результаты и цена
преобразований.

0

0

12.01.2023 Устный опрос;

36. Россия в конце XVI
в. Царь Федор Иванович.
Борьба за власть в
боярском окружении.
Правление Бориса
Годунова. Учреждение
патриаршества.
Тявзинский мирный
договор со Швецией:
восстановление позиций
России в Прибалтике.

1

0

0

18.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

37. Противостояние с
1
Крымским ханством.
Строительство российских
крепостей и засечных черт.
Продолжение
закрепощения
крестьянства: Указ об
«урочных летах».
Пресечение царской
династии Рюриковичей.

0

0

19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

38. Накануне
1
Смуты. Династический
кризис. Земский собор
1598 г. и избрание на
царство Бориса Годунова.
Политика Бориса Годунова
в отношении боярства.
Голод 1601—1603 гг.
и обострение социальноэкономического кризиса.

0

0

25.01.2023 Устный опрос;

39. Смутное время начала
XVII в. Дискуссия о его
причинах. Самозванцы и
самозванство. Личность
Лжедмитрия I и его
политика. Восстание 1606
г. и убийство самозванца.

1

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

40. Царь Василий Шуйский.
1
Восстание Ивана
Болотникова.
Перерастание внутреннего
кризиса в гражданскую
войну.

0

0

01.02.2023 Устный опрос;

41. Лжедмитрий II. Вторжение 1
на территорию России
польско-литовских
отрядов. Тушинский
лагерь самозванца под
Москвой. Оборона
Троице-Сергиева
монастыря. Выборгский
договор между Россией и
Швецией. Поход войска
М.В. Скопина-Шуйского и
Я.‑П. Делагарди и распад
тушинского лагеря.
Открытое вступление Речи
Посполитой в войну
против России. Оборона
Смоленска.

0

0

02.02.2023 Тестирование;

42. Свержение Василия
1
Шуйского и переход
власти к «семибоярщине».
Договор об избрании на
престол польского принца
Владислава и вступление
польско-литовского
гарнизона в Москву.
Подъем национальноосвободительного
движения. Патриарх
Гермоген.

0

0

08.02.2023 Тестирование;

43. Московское восстание
1
1611 г. и сожжение города
оккупантами. Первое и
второе земские ополчения.
Захват Новгорода
шведскими войсками.
«Совет всея земли».
Освобождение Москвы в
1612 г.

0

0

09.02.2023 Устный опрос;

44.

Окончание
Смуты. Земский собор
1613 г. и его роль
в укреплении
государственности.
Избрание на царство
Михаила Федоровича
Романова.

1

0

0

15.02.2023 Устный опрос;

45. Борьба с казачьими
выступлениями против
центральной власти.
Столбовский мир со
Швецией: утрата выхода к
Балтийскому морю.

1

0

0

16.02.2023 Тестирование;

46. Продолжение войны с
1
Речью Посполитой. Поход
принца Владислава на
Москву. Заключение
Деулинского перемирия с
Речью Посполитой. Итоги
и последствия Смутного
времени.

0

0

22.02.2023 Тестирование;

47. Россия при первых
Романовых. Царствование
Михаила Федоровича.
Восстановление
экономического
потенциала страны.
Продолжение
закрепощения крестьян.
Земские соборы. Роль
патриарха Филарета в
управлении государством.

1

0

0

01.03.2023 Устный опрос;

48. Царь Алексей
1
Михайлович. Укрепление
самодержавия. Ослабление
роли Боярской думы в
управлении государством.
Развитие приказного
строя. Приказ Тайных дел.
Усиление воеводской
власти в уездах и
постепенная ликвидация
земского самоуправления.

0

0

02.03.2023 Тестирование;

49. Затухание деятельности
Земских соборов.
*Правительство
Б. И. Морозова и
И. Д. Милославского:
итоги его деятельности.
Патриарх Никон, его
конфликт с царской
властью.

1

0

0

09.03.2023 Устный опрос;

50. Раскол в Церкви.
Протопоп Аввакум,
формирование
религиозной традиции
старообрядчества.

1

0

0

15.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

51. Царь Федор Алексеевич.
Отмена местничества.
Налоговая (податная)
реформа.

1

0

0

16.03.2023 Устный опрос;

52. Экономическое развитие
1
России в XVII в. Первые
мануфактуры. Ярмарки.
Укрепление внутренних
торговых связей и
развитие хозяйственной
специализации регионов
Российского государства.
Торговый и Новоторговый
уставы. Торговля с
европейскими странами и
Востоком.

0

0

22.03.2023 Тестирование;

53. Социальная структура
1
российского
общества. Государев двор,
служилый город,
духовенство, торговые
люди, посадское
население, стрельцы,
служилые иноземцы,
казаки, крестьяне, холопы.

0

0

23.03.2023 Устный опрос;

54. Русская деревня в XVII в.

1

0

0

05.04.2023 Письменный
контроль;

55. Городские восстания
1
середины XVII в. Соляной
бунт в Москве. ПсковскоНовгородское восстание.
Соборное уложение 1649
г.

0

0

06.04.2023 Устный опрос;

56. Завершение оформления
крепостного права и
территория его
распространения.
Денежная реформа 1654 г.
Медный бунт.

1

0

0

12.04.2023 Устный опрос;

57. Побеги крестьян на Дон и
в Сибирь. Восстание
Степана Разина.

1

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

58. нешняя политика России в 1
XVII в. Возобновление
дипломатических
контактов со странами
Европы и Азии после
Смуты. Смоленская война.
Поляновский мир.
Контакты с православным
населением Речи
Посполитой:
противодействие
полонизации,
распространению
католичества. Контакты с
Запорожской Сечью.
Восстание Богдана
Хмельницкого

0

0

19.04.2023 Тестирование;

59. Переяславская рада.
Вхождение земель Войска
Запорожского в состав
России. Война между
Россией и Речью
Посполитой 1654—
1667 гг. Андрусовское
перемирие. Русскошведская война 1656—
1658 гг. и ее результаты.
Укрепление южных
рубежей. Белгородская
засечная черта.
Конфликты с Османской
империей. «Азовское
осадное сидение».
«Чигиринская война» и
Бахчисарайский мирный
договор.

1

0

0

20.04.2023 Устный опрос;

60. Отношения России со
странами Западной
Европы. Военные
столкновения с
маньчжурами и империей
Цин (Китаем).

1

0

0

26.04.2023 Тестирование;

61. Освоение новых
1
территорий. Народы
России в XVII в. Эпоха
Великих географических
открытий и русские
географические открытия.
Плавание Семена Дежнева.
Выход к Тихому океану.
Походы Ерофея Хабарова
и Василия Пояркова и
исследование бассейна
реки Амур.

0

0

27.04.2023 Устный опрос;

62. Освоение Поволжья и
1
Сибири. Калмыцкое
ханство. Ясачное
налогообложение.
Переселение русских на
новые земли.
Миссионерство и
христианизация.
Межэтнические
отношения. Формирование
многонациональной элиты.

0

0

03.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

63. Изменения в картине мира 1
человека в XVI—XVII вв.
и повседневная жизнь.
Жилище и предметы быта.
Семья и семейные
отношения. Религия и
суеверия. Проникновение
элементов европейской
культуры в быт высших
слоев населения страны.

0

0

04.05.2023 Устный опрос;

64. Архитектура. Дворцовохрамовый ансамбль
Соборной площади в
Москве.

1

0

1

10.05.2023 Тестирование;

65. Летописание и начало
книгопечатания. Лицевой
свод. Домострой.

1

0

1

11.05.2023 Письменный
контроль;

66. Развитие образования и
научных знаний. Школы
при Аптекарском и
Посольском приказах.
«Синопсис» Иннокентия
Гизеля — первое учебное
пособие по истории.

1

0

0

17.05.2023 Письменный
контроль;

67. Наш край в XVI—XVII вв. 1

0

1

18.05.2023 Письменный
контроль;

68. Обобщение

1

1

0

24.05.2023 Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история.
История Нового времени. 7 кл. Издательство «Просвещение»;
Дмитриева О.В.; под редакцией Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. Конец ХV
– ХVII век. 7 кл. ООО «Русское слово-учебник»;
Ведюшкин В. А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. 7 класс. Москва "Вако" Е.Н. Сорокина
Поурочные разработки по истории России. 7 класс. Москва "Вако"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/3/7/ https://urok.1c.ru/
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/pesikotuvu

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83536166230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».