география 7 класс новыи фгос

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

УО АМО Кувандыкскии городскои округ

МБОУ "Никольская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО
Директор

директорДаутов З.З.

______________Даутов З.З.

Протокол №7
от "31" 08 2022 г.

Приказ №58
от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3474835)
учебного предмета
«География»

для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Салихова Равиля Римовна
учитель географии

с. Никольское 2022

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обу​чающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных
ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического
мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в
жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по
направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических
знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который
входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии
отводится в 7 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность,
ритмичность — и их географические следствия. Географическая зональность (природные зоны) и
высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света.
Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние
процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей
распространения крупных форм рельефа.
2. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных
осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие
ветры — тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое положение,
океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие
ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика основных и
переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние
современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и
различные точки зрения на их причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты
атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как графическая форма отражения
климатических особенностей территории.
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и
холодные океанические течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение.
Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности изменения
солёности — зависимость от соотношения количества атмосферных осадков и испарения,
опресняющего влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане. Изменения
ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её
пространственного распространения. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы
Мирового океана.
Практические работы
1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и
распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков.

2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической
информации.
Раздел 2. Человечество на Земле
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности
населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы,
влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по
статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по
разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов
мира. Мировые и национальные религии. География мировых религий. Хозяйственная деятельность
людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на
природные комп​лексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические
регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма,
экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия. Географическое
положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы.
Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком
Антарктиды. Цели международных исследований материка в XX—XXI вв. Современные
исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
2. Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в
экваториальном климатическом поясе
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим
картам.
5. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или
Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные
черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности
населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практические работы

1. Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории
Северной Америки и Евразии.
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте,
на примере умеренного климатического пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на
основе анализа нескольких источников информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью
привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности
взаимодействия человека и природы на разных материках. Необходимость международного
сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная гидрографическая
организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления
отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа
ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные
объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира
в результате деятельности человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего
края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в
том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия

— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео​графического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
— Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических
объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической
оболочки;
— распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой
отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
— определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и
интерпретации информации об особенностях их природы;
— различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
— приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;

— описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и
органического мира;
— выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с
использованием различных источников географической информации;
— называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом
характера взаимодействия и типа земной коры;
— устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением
литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
— классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
— объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных
ветров;
— применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры»,
«климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— описывать климат территории по климатограмме;
— объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
— формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в
результате деятельности человека с использованием разных источников географической
информации;
— различать океанические течения;
— сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах
с использованием различных источников географической информации;
— объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира
Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных
источников географической информации;
— характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на
основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
— различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
— сравнивать плотность населения различных территорий;
— применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— различать городские и сельские поселения;
— приводить примеры крупнейших городов мира;
— приводить примеры мировых и национальных религий;
— проводить языковую классификацию народов;
— различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
— определять страны по их существенным признакам;
— сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры,

особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;
— объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
— использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
— выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
— представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
— интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его
хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или
нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
— приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
— распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и
региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их
преодолению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
1.1.

Географическая
оболочка

4

0

1

02.09.2022
16.09.2022

;
называть границы, строение и свойства (целостность, зональность,
ритмичность) географической оболочки;
различать изученные процессы и явления, происходящие в
географической оболочке;
распознавать проявление изученных географических явлений
являющиеся отражением таких свойств географической оболочки,
как зональность (азональность), ритмичность и целостность;
выявлять проявления широтной зональности по картам природных
зон (при выполнении практической работы № 1);
сравнивать структуру высотных поясов горных систем с целью
выявления зависимости от их географического положения и
абсолютной высоты;
описывать по физической карте полушарий, карте океанов,
глобусу местоположение изученных географических объектов для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

1.2.

Литосфера и
рельеф Земли

6

1

2

19.09.2022
07.10.2022

Описывать по физической карте мира, физической карте России,
карте океанов, глобусу местоположение крупных форм рельефа
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать закономерности изменения в пространстве крупных
форм рельефа суши и Мирового океана на основе анализа
физической карты и карт строения земной коры (при выполнении
практической работы № 1);
объяснять пространственное распространение землетрясений и
современного вулканизма (при выполнении практической работы
№ 2);
устанавливать (используя карты атласа) взаимосвязи между
движением литосферных плит и размещением крупных форм
рельефа;
объяснять образование крупных форм рельефа Земли
одновременным действием внутренних и внешних сил
рельефообразования;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

1.3.

Атмосфера и
климаты Земли

8

0

1

10.10.2022
14.11.2022

Описывать закономерности изменений в пространстве поясов
атмосферного давления и климатических поясов;
определять климатические характеристики территории по
климатической карте;
классифицировать типы климата по заданным показателям;
классифицировать воздушные массы Земли;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов
тропических широт, западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты»,
«западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

1.4.

Мировой океан
— основная
часть
гидросферы

Итого по разделу

6

1

2

18.11.2022
02.12.2022

описывать по физической карте мира, карте океанов, глобусу
географическое положение океанов Земли для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового
океана на разных широтах с использованием различных
источников географической информации (при выполнении
практической работы № 1);
различать океанические течения;
выявлять закономерности изменения солёности, распространения
тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий
материков по физической карте мира (при выполнении
практической работы № 1);
сравнивать океаны (при выполнении практической работы № 2);
устанавливать причинно-следственные связи между
пространственным распространением жизни в Мировом океане и
свойствами океанических вод;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

24

Раздел 2. Человечество на Земле
2.1.

Численность
населения

3

0

2

05.12.2022
12.12.2022

различать и сравнивать численность населения крупных стран
мира;
сравнивать плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и
практических задач;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных
территорий Земли человеком;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным
условиям;

Практическая https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoработа;
obrazovatelnye-resursy-po-geografii
Тестирование;
Диктант;

2.2.

Страны и
народы мира

4

1

1

16.12.2022
26.12.2022

проводить языковую классификацию народов мира, применять
понятия «народ», «этнос», «языковая семья», «раса», «религия»,
«мировые религии» для решения учебных и практических задач;
приводить примеры мировых и национальных религий; различать
основные виды хозяйственной деятельности людей на различных
территориях;
применять понятия «хозяйственная деятельность», «хозяйство»,
«экономика» для решения учебных и практических задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение
географических объектов;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

1

5

13.01.2023
27.02.2023

описывать по географическим картам и глобусу местоположение
изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
называть имена первооткрывателей и исследователей материков,
показывать маршруты их путешествий;
выявлять влияние климатообразующих факторов на климат
южных материков, в том числе и влияние географического
положения и океанических течений;
объяснять особенности климата экваториального климатического
пояса (при выполнении практической работы № 2);

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

Итого по разделу:

7

Раздел 3. Материки и страны
3.1.

Южные
материки

14

3.2.

Северные
материки

15

1

4

03.03.2023
22.05.2023

описывать по карте положение и взаиморасположение Северной
Америки и Евразии: показывать на карте и обозначать на
контурной карте крайние точки материков и элементы их
береговой линии;
называть имена первооткрывателей и исследователей Северной
Америки и Евразии, показывать маршруты их путешествий;
сравнивать особенности рельефа, климата, внутренних вод,
природных зон Северной Америки и Евразии (в том числе при
выполнении практических работ № 1, 3);
классифицировать климаты Северной Америки и Евразии на
основе анализа климатических диаграмм (климатограмм);
объяснять климатические различия территорий умеренного
климатического пояса, находящихся на одной широте (при
выполнении практической работы № 2);
выявлять особенности климата, рельефа и внутренних вод
северных материков и объяснять взаимосвязи между ними;
составлять комплексное географическое описание страны по
плану с использованием различных источников информации (при
выполнении практической работы № 4);

Практическая https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoработа;
obrazovatelnye-resursy-po-geografii
Тестирование;
Диктант;

3.3.

Взаимодействие
природы и
общества

5

1

1

26.05.2023
31.05.2023

приводить примеры влияния закономерностей географической
оболочки на жизнь и деятельность людей;
приводить примеры развития природоохранной деятельности на
современном этапе;
приводить примеры взаимодействия природы и общества,
объектов природного и культурного Всемирного наследия
ЮНЕСКО в пределах отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества
(экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости
стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях
и приводить примеры международного сотрудничества по их
преодолению;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;

6

19

Итого по разделу:

34

Резервное время

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronnoobrazovatelnye-resursy-po-geografii

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Географическая оболочка:
особенности строения и
своиства

1

0

0

02.09.2022 Устный опрос;

2.

Географическая оболочка:
особенности строения и
своиства

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

3.

Географическая
зональность (природные
зоны) и высотная
поясность.

1

0

0

09.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.

Практическая работа №1
"Выявление проявления
широтнои зональности по
картам природных зон"

1

0

1

12.09.2022 Практическая
работа;

5.

Современные
исследования по
сохранению важнеших
биотопов Земли.

1

0

0

16.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

6.

Литосфера и рельеф
Земли. История Земли как
планеты

1

0

0

19.09.2022 Тестирование;

7.

Литосферные плиты и их
движение.

1

0

0

23.09.2022 Устный опрос;

8.

Материки, океаны и части 1
света.Пр.раб.№2" Анализ
физической карты и карты
строения земной коры с
целью выявления
закономерностей
распространения крупных
форм рельефа".

0

1

26.09.2022 Практическая
работа;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

9.

Сейсмические пояса
Земли. Пр. раб. №3
"Объяснение
вулканических или
сейсмических событий,
о которых говорится в
тексте".

1

0

1

30.09.2022 Практическая
работа;

10. Формирование
современного рельефа
Земли. Внешние и
внутренние процессы
рельефообразования.
Полезные ископаемые.

1

0

0

03.10.2022 Устный опрос;

11.

1

1

0

07.10.2022 Контрольная
работа;

12. Атмосфера и климаты
Земли. Закономерности
распределения
температуры воздуха.

1

0

0

10.10.2022 Устный опрос;

13. Закономерности
распределения
атмосферных осадков.

1

0

0

14.10.2022 Письменный
контроль;

14. Пояса атмосферного
давления на Земле.

1

0

0

17.10.2022 Письменный
контроль;

15. Воздушные массы, их
типы.

1

0

0

21.10.2022 Устный опрос;

16.

Преобладающие ветры —
тропические
(экваториальные)
муссоны, пассаты
тропических широт,
западные ветры.

1

0

0

24.10.2022 Устный опрос;

17.

Климатообразующие
факторы: географическое
положение, океанические
течения, особенности
циркуляции атмосферы
(типы воздушных масс и
преобладающие ветры),
характер подстилающей
поверхности и рельефа
территории.

1

0

0

28.10.2022 Устный опрос;

Контрольная работа №1
по теме "Литосфера"

18. Разнообразие климата на
Земле.

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

19. Карты климатических
1
поясов,климатитческие
карты, карты атмосферных
осадков по сезонам
года.Пр. раб. №4
" Описание климата
территории по
климатической карте и
климатограмме".

0

1

11.11.2022 Практическая
работа;

20. Влияние климатических
условий на жизнь людей.
Влияние современной
хозяйственной
деятельности людей на
климат Земли.

1

0

0

14.11.2022 Устный опрос;

21. Мировой океан —
основная часть
гидросферы. Мировой
океан и его части.

1

0

0

18.11.2022 Устный опрос;

22. Движение вод Мирового
океана. Пр. раб.
№5. Выявление
закономерностей
изменения солёности
поверхностных вод
Мирового океана и
распространения тёплых
и холодных течений у
западных и восточных
побережий материков.

1

0

1

21.11.2022 Практическая
работа;

23. Жизнь в океане.

1

0

0

25.11.2022 Устный опрос;

Особенности отдельных
1
океанов. Пр. раб. №6
Сравнение двух океанов
по плану с использованием
нескольких источников
географической
информации.

0

1

28.11.2022 Практическая
работа;

25. Контрольная работа №2 по 1
теме "Гидросфера"

1

0

02.12.2022 Контрольная
работа;

24.

26. Освоение Земли
человеком. Охрана
природы.

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

27. Население Земли. Пр. раб.
№7 Определение,
сравнение темпов
изменения численности
населения отдельных
регионов мира по
статистическим
материалам.

1

0

1

09.12.2022 Практическая
работа;

Страны мира. Пр. раб. №8 1
Определение и сравнение
различий в численности,
плотности населения
отдельных стран по
разным источникам.

0

1

12.12.2022 Практическая
работа;

28.

29. Страны и народы мира.
Население современного
мира.

1

0

0

16.12.2022 Устный опрос;

30. Народы, языки и религии.

1

0

0

19.12.2022 Письменный
контроль;

31. Городские и сельские
1
поселения. Контр.раб. № 3

1

0

23.12.2022 Тестирование;

32. Пр. раб. №9 Сравнение
занятий населения двух
стран по комплексным
картам.

1

0

1

26.12.2022 Практическая
работа;

33. Материки и страны.
1
Южные материки. Африка:
образ материка. Пр.раб.
№10. Сравнение
географического
положения двух (любых)
южных материков.

0

1

13.01.2023 Практическая
работа;

34. Африка в мире.

1

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

35. Африка: путешествие (1)

1

0

0

20.01.2023 Устный опрос;

36. Африка: путешествие (2)
Пр.раб. №11 Объяснение
годового хода температур
и режима выпадения
атмосферных осадков в
экваториальном
климатическом поясе

1

0

1

23.01.2023 Практическая
работа;

37. Австралия: образ
материка.

1

0

0

27.01.2023 Устный опрос;

38. Австралия: путешествие.
Пр. раб. № 12 Описание
Австралии по
географическим картам.

1

0

1

30.01.2023 Практическая
работа;

39. Антактида.

1

0

0

03.02.2023 Устный опрос;

40. Южная Америка: образ
материка(1).

1

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

41. Южная Америка: образ
материка(2). Пр.раб.№ 13
Сравнение особенностей
климата Африки, Южной
Америки и Австралии по
плану.

1

0

1

10.02.2023 Устный опрос;

42. Латинская Америка в мире 1

0

0

13.02.2023 Устный опрос;

43. Южная
Америка:путешествие (1)

1

0

0

17.02.2023 Устный опрос;

44.

1

0

0

20.02.2023 Устный опрос;

45. Бразилия. Пр. раб. №14
1
Объяснение особенностей
размещения населения

0

1

24.02.2023 Практическая
работа;

46. Контрольная работа № 4
по теме "Южные
материки"

1

1

0

27.02.2023 Контрольная
работа;

47. Северная материка: образ
материка.

1

0

0

03.03.2023 Устный опрос;

48. Англо-Саксонская
Америка

1

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

49. Северная Америка:
путешествие (1)

1

0

0

10.03.2023 Устный опрос;

Южная
Америка:путешествие (2)

50. Северная Америка:
путешествие (2).

1

0

0

13.03.2023 Устный опрос;

51. Пр. раб. №15
Представление в виде
таблицы информации о
компонентах природы
одной из природных зон
на основе анализа
нескольких источников
информации.

1

0

1

24.03.2023 Практическая
работа;

52. Евразия: образ материка
(1)

1

0

0

07.04.2023 Устный опрос;

53. Евразия: образ материка
(2) ПР.РАБ. №16
Объяснение
распространения зон
современного вулканизма
и землетрясений на
территории Северной
Америки и Евразии.

1

0

1

10.04.2023 Практическая
работа;

54. Европа в мире

1

0

0

14.04.2023 Устный опрос;

55. Европа: путешествие (1)

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

56. Европа: путешествие (2)

1

0

0

21.04.2023 Устный опрос;

57. Пр. раб. №17 Объяснение
климатических различий
территорий, находящихся
на одной географической
широте, на примере
умеренного
климатического пляса.

1

0

1

24.04.2023 Практическая
работа;

58. Азия в мире

1

0

0

28.04.2023 Устный опрос;

59. Азия: путешествие (1)

1

0

0

05.05.2023 Устный опрос;

60. Азия: путешествие (2)

1

0

0

08.05.2023 Устный опрос;

61. Китаи.

1

0

0

12.05.2023 Устный опрос;

62. Индия.

1

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

63. Пр.раб. 18 Описание одной 1
из стран Северной
Америки или Евразии в
форме презентации (с
целью привлечения
туристов, создания
положительного образа
страны и т. д.)

0

1

19.05.2023 Практическая
работа;

64. Котрольная работа № 5 по 1
теме "Северные материки"

1

0

22.05.2023 Контрольная
работа;

65. Влияние закономерностей
географической оболочки
на жизнь и деятельность
людей.

1

0

0

26.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

66. Глобальные проблемы
человечества. Охрана
природы.

1

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

67. Итоговая контрольная
работа.

1

1

0

30.05.2023 Контрольная
работа;

68. 3аключение. Пр. раб. № 19 1
Характеристика изменений
компонентов природы на
территории одной из стран
мира в результате
деятельности человека.

0

1

31.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6

19

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 7 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronno-obrazovatelnye-resursy-po-geografii
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/28/elektronno-obrazovatelnye-resursy-po-geografii

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карты, атласы, контурные карты, справочники, энциклопедии, рабочие тетради
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Карты, атласы, контурные карты, справочники, энциклопедии, рабочие тетради


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83536166230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».