МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Оренбургской области УО АМО Кувандыкский городской округ МБОУ "Никольская ООШ" СОГЛАСОВАНО Педсовет УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Даутов З.З. ______________Даутов З.З. Протокол №7 от "31" августа 2022 г. Приказ №58 от "31" августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4642293) учебного предмета «Литература» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Рахматуллина Марьям Рахматулловна учитель русского языка и литературы с.Никольское 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх). Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: — определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; — понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; — сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; — сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Мифология 1.1. Мифы народов России и мира 3 0 0 06.09.2022 08.09.2022 Выразительно Устный читать мифы и опрос; другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать; Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов; Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 1.2. Внеклассное чтение 1 0 0 13.09.2022 Выразительное чтение мифа. Работа над содержанием Устный опрос; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе Итого по разделу 4 Раздел 2. Фольклор 2.1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки 1 0 0 14.09.2022 Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; Устный опрос; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 2.2. Развитие речи 1 0 0 15.09.2022 - Устный опрос; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 2.3. Сказки народов России и народов мира 5 0 1 20.09.2022 28.09.2022 Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.); Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Инсценировать любимую сказку; Устный опрос; Письменный контроль; 2.4. Внеклассное чтение 1 1 0 29.09.2022 Выразительное чтение Устный опрос; Итого по разделу 8 Раздел 3. Литература первой половины XIX века http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 3.1. И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» 3 0 0 04.10.2022 06.10.2022 Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); Устный опрос; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 3.2. Развитие речи 1 0 0 07.10.2022 Выразительное чтение Устный опрос; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 3.3. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 6 0 0 12.10.2022 25.10.2022 Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейнотематическое содержание сказки А. С. Пушкина; Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Сопоставлять сказку с другими видами искусства; ; Устный опрос; Письменный контроль; http://litera.edu.ruСайт«Яидунауроклитературы»иэлектроннаяверсиягазеты«Литература»http://lit.1september.ruВсероссийскаяолимпиадашкольниковполитературе 3.4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» 2 0 0 26.10.2022 27.10.2022 Выразительно читать стихотворение; Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения; Определять его историческую основу, идейнотематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; Писать минисочинение; 3.5. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» 2 0 0 08.11.2022 09.11.2022 Читать Устный выразительно опрос; прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы 3.6. Внеклассное чтение 2 0 0 10.11.2022 15.11.2022 Выразительное чтение. Пересказ текста http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы Итого по разделу 16 Раздел 4. Литература второй половины XIX века Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; Письменный контроль; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы 4.1. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» 4 0 0 24.11.2022 06.12.2022 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Устный опрос; Письменный контроль; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы 4.2. Развитие речи 1 0 1 07.12.2022 Сочинение Практическая работа; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы 4.3. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) 4 0 0 16.11.2022 23.11.2022 Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); Определять отношение автора к детям; Выявлять средства художественной выразительности; Заучивать стихотворение наизусть; Устный опрос; Письменный контроль; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы 4.4. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 5 0 0 08.12.2022 20.12.2022 Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять план сообщения о главных героях произведения; Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Устный опрос; Письменный контроль; http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодико-литературныйсайт«Уроклитературы 4.5. Внеклассное чтение 1 0 0 21.12.2022 Выразительное чтение. Ответы на вопросы Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ Итого по разделу 15 Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков 5.1. Стихотворения отечественных поэтов XIX— ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова 4 0 0 27.12.2022 10.01.2023 Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); Выявлять музыкальность поэтического текста; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Заучивать одно из стихотворений наизусть; Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.2. Развитие речи 1 0 1 11.01.2023 Анализ стихотворения по плану Практическая работа; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.3. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. 2 0 0 12.01.2023 17.01.2023 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. 2 0 0 18.01.2023 19.01.2023 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Устный опрос; Письменный контроль; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.5. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского 3 0 0 24.01.2023 26.01.2023 Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Устный опрос; Письменный контроль; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.6. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. 2 0 0 31.01.2023 01.02.2023 Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять тему рассказа; Определять средства выразительности прозаического текста; Устный опрос; Письменный контроль; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.7. Развитие речи 1 0 0 02.02.2023 Выразительное чтение. Ответы на вопросы Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.8. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» 3 0 0 07.02.2023 09.02.2023 Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; Устный опрос; Письменный контроль; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 5.9. Развитие речи 1 0 1 14.02.2023 Сочинение Практическая работа; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ Итого по разделу 19 Раздел 6. Литература XX—XXI веков 6.1. Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. 3 0 0 15.02.2023 21.02.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; Участвовать в коллективном диалоге; Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Устный опрос; Письменный контроль; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 6.2. Внеклассное чтение 1 0 0 22.02.2023 Чтение Ответы на вопросы Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 6.3. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. 3 0 0 28.02.2023 07.03.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений; Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Устный опрос; Письменный контроль; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 6.4. Развитие речи 1 0 1 09.03.2023 Сочинение Практическая работа; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 6.5. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. 2 0 0 14.03.2023 15.03.2023 Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 6.6. Внеклассное чтение 1 0 0 16.03.2023 Выразительное чтение Устный опрос; проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ 21.03.2023 22.03.2023 Выразительно читать и анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического героя; Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; Устный проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Зачет; Практическая работа; Тестирование; Диктант; - -; Итого по разделу 11 Раздел 7. Литература народов Российской Федерации 7.1. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» 2 0 0 7.2. Развитие речи 0 0 0 Итого по разделу Раздел 8. Зарубежная литература 2 - 8.1. Х. К. Андерсен. Сказки (одна 2 по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» 0 0 23.03.2023 04.04.2023 Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Устный опрос; Письменный контроль; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 8.2. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. 0 1 05.04.2023 11.04.2023 Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать свои суждения с опорой на текст; Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Устный опрос; Письменный контроль; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 3 8.3. Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. 3 0 0 12.04.2023 18.04.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; Писать отзыв на прочитанную книгу; Устный опрос; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 8.4. Зарубежная 2 приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. 0 0 19.04.2023 20.04.2023 Читать литературное произведение, отвечать на вопросы; Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Устный опрос; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 8.5. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» 4 0 0 25.04.2023 02.05.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Устный опрос; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 8.6. Внеклассное чтение 1 0 0 03.05.2023 Выразительное чтение Устный опрос; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 1 0 10.05.2023 Контрольная работа Контрольная работа; http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html 2 6 Итого по разделу 15 Раздел 9. Итоговый контроль 9.1. Итоговые контрольные работы 1 Итого по разделу 1 Резервное время 11 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов 1. Книга в жизни человека 1 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 2. Мифы народов мира. Понятие о мифе. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 3. Мифы. Темы, сюжеты, образы. Мифы Древней Греции 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 4. Миф "Яблоки Гесперид" и другие подвиги Геракла 1 0 0 08.09.2022 Тестирование; 5. В.ч. Геродот "Легенда об Арионе" 1 0 0 13.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 6. Фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки 1 0 0 14.09.2022 ; Устный опрос; 7. Малые жанры фольклора: 1 песни, пестушки, приговорки, скороговорки. 0 0 15.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 8. Сказки народов России и мира. жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 9. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка". Животные помощники. Чудесные противники. 1 0 0 21.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 10. "Царевна-лягушка". 1 Система образов. Василиса Премудрая и Иван Царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. 0 0 22.09.2022 Устный опрос; всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 11. "Иван- крестьянский сын и 1 Чудо-Юдо"". Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 12. "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Жанровые особенности сказок и животных и бытовых сказок. 1 0 1 28.09.2022 Практическая работа; 13. Роды и жанры литературы. 1 Их основные признаки. ( резервный урок) 0 0 29.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 14. Понятие о басне. И.А. 1 Крылов. Басня "Волк на псарне". Исторический контекст и аллегорический смыл басни. 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 15. И.А. Крылов. "Ворона и лисица". Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер. Инсценировка басен. 1 0 0 05.10.2022 Устный опрос; 16. И.А.Крылов " Свинья под дубом", "Листы и корни". 1 0 0 06.10.2022 Тестирование; 17. И.А.Крылов " Осёл и соловей","Квартет". 1 0 0 11.10.2022 Устный опрос; 18. А.С.Пушкин. Стихотворения "Зимнее утро", "Зимний вечер". Изображение природы. 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 19. А.С.Пушкин. "Няне", "У лукоморья дуб зелёный". 1 0 0 13.10.2022 Устный опрос; 20. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о внутренней красоты над красотою внешней. 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 21. "Сказка о мёртвой царевне 1 и семи богатырях". Художественное совершенство пушкинской сказки. 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 22. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Устное сочинение- сравнительная характеристика героинь. 1 0 0 20.10.2022 Устный опрос; 23. "Сказка о мёртвой царевне 1 и семи богатырях". Стихотворная и прозаическая реяь. Ритм, способы рифмовки, рифма. 0 0 25.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 24. М.Ю.Лермонтов "Бородино". 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 25. М.Ю.Лермонтов "Бородино". 1 0 0 27.10.2022 Тестирование; 26. Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сюжет. Сочетание комического и лирического. 1 0 0 08.11.2022 Устный опрос; 27. Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" Реальность и фантастика. 1 0 0 09.11.2022 ; Устный опрос; Письменный контроль; 28. Н.В.Гоголь "Заколдованное место". 1 0 0 10.11.2022 Устный опрос; 29. Н.В.Гоголь "Заколдованное место" 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; 30. Н.А.Некрасов Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 31. Н.А.Некрасов Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". 1 0 0 17.11.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 32. Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 33. Н.А.Некрасов "Школьник". 1 Тема детства. 0 0 23.11.2022 Письменный контроль; 34. И.С.Тургенев. Слово о писателе. "Муму" 1 0 0 24.11.2022 Практическая работа; 35. И.С.Тургенев "Муму". Повесть о крепостном праве. 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 36. И.С.Тургеев "Муму".Сюжет и композиция. Система образов. 1 0 0 30.11.2022 Практическая работа; 37. И.С.Тургенев "Муму". Система образов. Портрет и пейзаж. 1 0 0 01.12.2022 Устный опрос; 38. И.С.Тургенев "Муму". Символический образ немого. 1 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 39. Р.Р. Сочинение: ответ на проблемный вопрос 1 0 1 07.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 40. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. "Кавказский пленник" 1 0 0 08.12.2022 Устный опрос; 41. Л.Н.Тостой. "Кавказский 1 пленник". Историческая основа, идея произведения. 0 0 13.12.2022 Устный опрос; 42. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник".Жилин и Костылин. 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; 43. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Дина 1 0 0 15.12.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 44. Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сюжет и композиция. 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 45. Внеклассное чтение. детские произведения Л.Н.Толстого. 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 46. Контрольная работа за 1 полугодие 1 1 0 22.12.2022 Практическая работа; 47. Поэты 19 века о Родине, о родной природе. Стихотворения А.Фета,Ф.Тютчева, И.Бунина. . 1 0 0 27.12.2022 Контрольная работа; 48. Поэта 19 века о Родине и природе. Стихотворения А.Толстого, А.Кузнецова, И.Бунина 1 0 0 28.12.2022 Устный опрос; 49. Поэты 20 века о Родине, родной природе. Стихотвореня А.Блока, С.Есенина, Н.Рубцова. 1 0 0 29.12.2022 Устный опрос; 50. Поэты 20 века о родине и родной природе. 1 0 0 10.01.2023 Устный опрос; 51. Рр Анализ поэтического текста по плану. 1 0 1 11.01.2023 Устный опрос; 52. А.П.Чехов " Хирургия". 1 Сюжеты и образы юмористических рассказов 0 0 12.01.2023 Устный опрос; 53. А.П.Чехов "Лошадиная фамилия". Способы создания комического. Юмор. 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 54. М.Зощенко.Рассказ "Золотые слова" 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 55. М.И.Зощенко.Рассказ "Леля и Минька" 1 0 0 19.01.2023 Письменный контроль; 56. "Простое и прелестное чудо" (по рассказу А.И.Куприна "Золотой петух") 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 57. М.Пришвин. "Времена года" 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 58. Природа и человек в рассказах К.Паустовского ("Барсучий нос") 1 0 0 26.01.2023 Устный опрос; 59. А.Платонов "Никита". Мир 1 ребёнка. 0 0 31.01.2023 Письменный контроль; 60. А.Платонов. "Никита". Быль и фантастика 1 0 0 01.02.2023 Практическая работа; 61. В.Ч. А.Платонов "Корова" 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; 62. В.П. Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро" 1 0 0 07.02.2023 Письменный контроль; 63. В.П.Астафьев "Васюткина озеро"автобиографическая повесть. 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 64. В.П. Астафьев."Васюткино 1 озеро". Становление характера героя 0 0 09.02.2023 Устный опрос; 65. рр Сочинение: составление 1 характеристики главного героя. 0 1 14.02.2023 Устный опрос; 66. Произведения на тему "Человек на войне. В.Катаев " Сын полка". Мир ребёнка и мир взрослых. 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 67. "Человек на войне. В.Катаев " Сын полка". Проблема героизма" 1 0 0 16.02.2023 Письменный контроль; 68. В.Катаев. "Сын полка". Образ главного героя 1 0 0 21.02.2023 Сочинение; 69. В.ч. Ю.Я.Яковлев "Девочки с Васильевского острова" 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос; 70. Произведения отечественных писателей XIX- XXI века на тему детства. А.Алексин"Чудакиз5"Б" 1 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 71. А.Алексин. "Чудик из 5"Б" 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 72. В.Крапивин " Тень Каравеллы". Сюжет и герои. 1 0 0 02.03.2023 Чтение наизусть; 73. В.Крапивин "Тень Каравеллы". Что значит дружба в жизни героев? 1 0 0 07.03.2023 Выразительное чтение; 74. Рр. Сочинение "Мир детства глазами взрослых" 1 0 1 09.03.2023 Развернутый ответ на вопрос; ; 75. Произведения приключенческого жанра К. Булычёв " Девочка , с которой ничего не случится" 1 0 0 14.03.2023 Письменный контроль; 76. К.Булычёв "Девочка, с которой ничего не случится".Сюжет, композиция, система образов. Анализ 1 0 0 15.03.2023 Устный опрос; 77. В.ч. Кир Булычев "Миллион приключений" 1 0 0 16.03.2023 Устный опрос; Письменный контроль; 78. Р.Г.Гамзатов. "Песня соловья" 1 0 0 21.03.2023 Письменный контроль; 79. М.Карим. "Эту песню мать 1 мне пела" 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 80. Г.Х.Андерсен "Снежная 1 королева"- сказка о победе любви и добра. 0 0 23.03.2023 Устный опрос; 81. Г.Х.Андерсен " Снежная королева". Превосходство душевной красоты над внешней. 0 0 04.04.2023 Письменный контроль; 1 82. Л.Керолл " Алиса в стране чудес. Стиль и язык, художественные приёмы. 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 83. Л.Керролл " Алиса в стране чудес". Стиль и язык, художественные приёмы. 1 0 0 06.04.2023 Устный опрос; 84. Художественный мир литературной сказки 1 0 0 11.04.2023 Пересказ; 85. М.Твен. "Приключения Тома СОйера" 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 86. Р.Бредбери. "Каникулы". Хрупкость мира 1 0 0 13.04.2023 Устный опрос; 87. Образы детей в литературных произведениях 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 88. Зарубежная приключенческая проза. Р.Л.Стивенсон. "Остров сокровищ" (главы) 1 0 0 19.04.2023 Письменный контроль; 89. Зарубежная приключенческая проза Р.Л. Стивенсон "Чёрная стрела"- главы. 1 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 90. Дж.Лондон " Сказание о Кише". Повествование о взрослении ребёнка. 1 0 0 25.04.2023 Письменный контроль; 91. Д.Лондон Белый клык 1 0 0 26.04.2023 Письменный контроль; 92. Д.Лондон. Белый клык 1 0 0 27.04.2023 Устный опрос; 93. В.ч. Р.Киплинг. "Маугли" 1 0 0 02.05.2023 Контрольная работа; 94. Зарубежная литература. Итоговое обобщение 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 95. Повторение и обобщение пройденного в 5 классе 1 0 0 04.05.2023 Устный опрос; 96. Итоговая контрольная работа 1 1 0 10.05.2023 Контрольная работа; 97. Анализ контрольной работы. 1 0 0 11.05.2023 Устный опрос; 98. Обобщение изученного: мой читательский опыт 1 0 1 16.05.2023 Устный опрос; 99. Обобщение изученного: Мои любимые произведения. 1 0 1 17.05.2023 Письменный контроль; -; 100. Обобщение изученного: мой любимы герой. 1 0 1 18.05.2023 Устный опрос; -; 101. Резервный урок 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; Письменный контроль; -; 102. Резервный урок 1 0 0 24.05.2023 -; 2 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 102 ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературыhttp://metlit.nm.ruМетодиколитературныйсайт«Уроклитературы» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://flomaster.club/17438-illjustracija-k-ljubomu-literaturnomu-proizvedeniju.html https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/slyshu_ia_prirody_gholos_k_1115_lietiiu_sietona_tompsona https://урок.рф/library/robert_stivenson_ostrov_sokrovish_1_chast_163452.htmhttps://ppt4web.ru/literatura/mark-tven.html Мультфильм «Алиса в Стране Чудес» 1981 года https://www.youtube.com/watch?v=4H5yLScZBgk https://ppt4web.ru/literatura/mark-tven-.html «МЭО. Школа» Занятие 27. По страницам произведений зарубежных писателей Интернет-урок 2. Г. Х. Андерсен: страницы биографии. Добро и зло в сказках Г. Х. Андерсена. Сказка «Снежная королева» https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160104/lesson/160107 проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный, https://music.yandex.ru/users/yunyou/playlists/1017/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-biografiya-rgamzatova-823177.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-biografiya-rgamzatova-823177.html Про школу - http://www.proshkolu.ru проект "Инфоурок" www.fio.ru-федеральный «МЭО. Школа» Занятие 23. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» Интернет-урок 1. В. П. Астафьев. Слово о писателе https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160082/lesson/160083 РЭШ, http://www.hrono.ru/proekty/platonov/index.html Радиоспектакль Сказка-быль «Кладовая солнца» https://youtu.be/ufWu7pc0q4c http://zoschenko.lit-info.ru/zoschenko/bio/popov-zoschenko/illyustracii.htm «МЭО. Школа» Занятие 14. Рассказы А. П. Чехова Интернет-урок 1. А. П. Чехов: страницы биографии https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160035/lesson/160036 http://hallenna.narod.ru/5-er.html http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html «МЭО. Школа» Занятие 11. И. С. Тургенев. «Муму» Интернет-урок 1. И. С. Тургенев. Слово о писателе https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/160016/lesson/160017 https://yandex.ru/video/preview/? text=фрагмент%20фильма%20ночь%20перед%20рождеством&path=yandex_search&parent-reqid=16539854584297175418898264969522473-vla1-5363-vla-l7-balancer-8080-BAL-1983&from_type=vast&filmId=17382332525104720607 «МЭО. Школа» Занятие 8. А.С. Пушкин Интернет-урок 1. А. С. Пушкин. Слово о поэте https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159999/lesson/160000 https://diletant.media/articles/28174149/ Интернет-урок 1. Сказка как фольклорный жанр. Виды сказок https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958 Интернет-урок 1. Сказка как фольклорный жанр. Виды сказок https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958 https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/razvitiie_riechi_obuchaiushchikhsia_pri_izuchienii_fol_klora_na_urokakh_litierat Просветительский проект «Arzamas» «40 загадок обо всем на свете» https://arzamas.academy/materials/1495 РЭШ МЭШ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ