МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Оренбургской области УО АМО Кувандыкский городской округ МБОУ "Никольская ООШ" СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Даутов З.З. ______________Даутов З.З. Протокол №7 от "31" 08 2022 г. Приказ №58 от "31" 08 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4228206) учебного предмета «Музыка» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Гаряева Рузиля Римовна Учитель начальных классов с. Никольское 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами Танцы, игры и веселье Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Мелодия Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок Интервалы Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги) Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная музыка Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов Европейские композиторы-классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов Мастерство исполнителя Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА» Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты Русские народные музыкальные инструменты Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО» Сюжет музыкального спектакля Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы Балет. Хореография — искусство танца Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Современные обработки классической музыки Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА» Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты) Кавказские мелодии и ритмы Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыкантыисполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа Музыка Японии и Китая Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника Музыка Средней Азии Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона Певец своего народа Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны Диалог культур Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов) ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль «Современная музыкальная культура»: иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Репертуар всего контрольные практические для слушания работы работы для пения для музицирования Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Классическая музыка 1.1. Вокальная музыка 1 0 0 Рахманинов "Ты, река ль моя реченька." РНП "Песня о России." сл. Высотской Определение типичных элементов муз. языка. 07.09.2022 Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 1.2. Симфоническая музыка 1 0 0 Концерт № 3 для фортепиано с оркестром "Песня о России" сл. Высотской Определение тембра муз. инструментов. 14.09.2022 Слушание фрагментов симфонической музыки. «Дирижирование» оркестром.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 0 0 РНП "Вниз по матушке, по Волге," "А мы просто сеяли." обр. М.Балакирева Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров. 21.09.2022 Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные).; Письменный контроль; https://resh.edu.ru Итого по модулю 2 Модуль 2. Народная музыка России 2.1. Жанры музыкального фольклора Итого по модулю 1 1 Модуль 3. Музыкальная грамота 3.1. Мелодия 1 0 0 "Вокализ" С.Рахманинов Г.Струве "Музыка" Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков . 28.09.2022 Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 3.2. Интервалы 1 0 0 Ф.Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром Г.Струве "Музыка" Освоение понятия "интервал". 05.10.2022 Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 2 Модуль 4. Музыка в жизни человека 4.1. Музыкальные пейзажи 1 0 0 М,Мусоргский "В деревне" М,Матусовский "С чего начинается Родина?" Слушание произведение программной музыки 12.10.2022 Двигательная импровизация, пластическое интонирование.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 4.2. Танцы, игры и веселье 1 0 0 "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка" "Уж как по мосту, мосточку" хор из оперы "Евгений Онегин" Разучивание и исполнение танцевальных движений 19.10.2022 Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 2 Модуль 5. Классическая музыка 5.1. Композиторы — детям 1 0 0 "Колыбельная" обр. Лядова "Уж как по мосту, мосточку" из оперы "Евгений Онегин" Слушание музыки. Определение основного характера. 26.10.2022 Музыкальная викторина.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 5.2. Вокальная музыка 1 0 0 Рахманинов "Весенние воды" "Звездная река" В,Семенов Определение на слух типов человеческих голосов. 09.11.2022 Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 5.3. Инструментальная музыка 1 0 0 Полонез ля мажор Шопена Г,Струве "Полонез дружбы" Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки 16.11.2022 Музыкальная викторина.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 5.4. Программная музыка 1 0 0 Р,Щедрин "Озорные частушки" Г.Струве "Полонез дружбы" Слушание произведений программной музыки 23.11.2022 Рисование образов программной музыки.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 5.5. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель 1 0 0 Чайковский Концерт для скрипки с оркестром Детский ансамбль ГномыСкрипочка Игра-имитация исполнительных движений 30.11.2022 Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 0 0 Драма "Пер Гюнт" в рокобработке Э.Григ "Заход солнца" Различение музыки классической и ее современной обработки 07.12.2022 Различение музыки классической и её современной обработки.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 5 Модуль 6. Современная музыкальная культура 6.1. Современные обработки классической музыки Итого по модулю 1 1 Модуль 7. Духовная музыка 7.1. Звучание храма 1 0 0 Обиходный распев "Ангел вопияше" П.И.чайковский Гимн Кириллу и Мефодию Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов 14.12.2022 Двигательная импровизация — имитация движений звонаря на колокольне.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 7.2. Искусство Русской православной церкви 1 0 0 "Великий колокольный звон" из оперы "Борис Годунов" Чайковский Гимн Кириллу и Мефодию Разучивание и исполнение вокальных произведений 21.12.2022 Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах; Устный опрос; https://resh.edu.ru 7.3. Религиозные праздники 1 0 0 Рахманинов "Богородица" "Ай, как мы масленицу дожидали" Проводы зимы. Слушание музыкальных фрагментов 28.12.2022 Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 3 Модуль 8. Народная музыка России 8.1. Русские народные музыкальные инструменты 1 0 0 И,П,Ларионов "Калинка" 8.2. Первые артисты, народный театр 1 0 0 8.3. Фольклор в 1 творчестве профессиональных музыкантов 0 8.4. Сказки, мифы и легенды 1 8.5. Народные праздники 1 Итого по модулю 5 Не шум шумит" РНП Знакомство с русскими народными инструментами 11.01.2023 Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru "Пляска Частушки скоморохов" из оперы "Снегурочка" Разучивание и исполнение скоморошин 18.01.2023 Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с учителем.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 0 Чайковский "Мужик на гармонике играет" "Как у наших у ворот" Чтение учебных популярных текстов о собирателях фольклора. 25.01.2023 Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 0 0 "Баллада о князе Владимире" А,Толстой "Мак маковистый" Слушание сказок. 01.02.2023 Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 0 0 Первая картина из балета "Петрушка" Троицкие песни Знакомство с праздничными обычаями , обрядами. 08.02.2023 Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Модуль 9. Музыка народов мира 9.1. Музыка наших соседей 1 0 0 Касиль Ясь конюшину2 в исп. группы "Песняры" "Бульба" бел. нар песня Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран 15.02.2023 Определение на слух тембров инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 9.2. Кавказские мелодии и ритмы 1 0 0 Старинная аварская песня , Черкасский танец Лъапэрисэ "Бульба" бел. нар. песня Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации). 22.02.2023 Определение на слух тембров инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 9.3. Музыка Японии и Китая 1 0 0 Д. Кабалевский Яп. нар. песня Вариации "Вишня" Вишня Японский журавлик Музыкальная викторина. 01.03.2023 Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 9.4. Музыка Средней Азии 1 0 0 Казахские нар. песни "Богенбай батыр" Двигательная играимпровизация, подражание игре на муз. инструментах 15.03.2023 Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 4 Модуль 10. Музыкальная грамота Гамбар Гусейнли. Тофик Мутталибов "Цыплята" 10.1. Дополнительные обозначения в нотах 0.5 0 0 М,Глинка "Арагонская хота" С,Никитин "Сказка по лесу идет" Исполнение песен и попевок 22.03.2023 Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; Устный опрос; https://resh.edu.ru 10.2. Вариации 0.5 0 0 "Вариации на тему рококо" Чайковский Моцарт "Турецкое рондо" Слушание произведений, сочиненных в форме вариаций 05.04.2023 Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 1 Модуль 11. Музыка театра и кино 11.1. Сюжет музыкального спектакля 1 0 0 "Иван Сусанин" фрагменты из оперы Песня Марфы "Исходила младешенька" Знакомство с либретто, структурой муз. спектакля 12.04.2023 Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 11.2. Балет. Хореография — искусство танца 1 0 0 А. Хачатурян балет "Гаяна" "Плетень" Знакомство с номерами балетов русских композиторов 19.04.2023 Просмотр и обсуждение видеозаписей — Устный знакомство с несколькими яркими сольными опрос; номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; https://resh.edu.ru 11.3. Оперетта, мюзикл 1 0 0 И.Штраус "Вальс" из оперетты "Летучая мышь" Я. Дубравин "Джаз" Знакомство с жанрами оперетты 26.04.2023 Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 3 Модуль 12. Музыка народов мира 12.1. Певец своего народа 1 0 0 М,И.Глинка Опера "Руслан и Людмила" РимскийКорсаков Балет "Снегурочка" Вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений 03.05.2023 Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 12.2. Диалог культур 1 0 0 П.Чайковский "Я ли в поле да не травушка была" "Песня франкского рыцаря" ред. С.Василенко Знакомство с творчеством композиторов 10.05.2023 Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.; Устный опрос; https://resh.edu.ru Итого по модулю 2 Модуль 13. Классическая музыка 13.1. Русские композиторыклассики 1 0 0 "Шехеразада" фрагменты 1ой части "Из чего наш мир состоит" Б.Савельев Чтение учебных текстов и худ. литературы 17.05.2023 Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 13.2. Европейские композиторыклассики 1 0 0 Ф,Шопен Этюд №12 "Нас много на шаре земном" А.Александров Чтение учебных текстов и худ. литературы 24.05.2023 Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; Устный опрос; https://resh.edu.ru 13.3. Мастерство исполнителя 1 Итого по модулю 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 0 1 0 И,С,Бах "Маленькая двухполосная фуга" "Нас много на шаре земном" А.Александров Сравнение нескольких интерпритаций 31.05.2023 Сравнение нескольких интерпретаций Контрольная одного и того же произведения в исполнении работа; разных музыкантов.; https://resh.edu.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Вокальная музыка. 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 2. Симфоническая музыка. 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; 3. Жанры музыкального фольклора. 1 0 0 21.09.2022 Письменный контроль; 4. Мелодия. 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 5. Интервалы. 1 0 0 05.10.2022 Устный опрос; 6. Музыкальные пейзажи. 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 7. Танцы, игры и веселье. 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 8. Композиторы-детям. 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 9. Вокальная музыка. 1 1 0 09.11.2022 Устный опрос; 10. Инструментальная музыка. 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 11. Программная музыка. 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 12. Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 13. Современные обработки классической музыки. 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 14. Звучание храма. 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; 15. Искусство Русской православной церкви. 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 16. Религиозные праздники. 1 0 0 28.12.2022 Устный опрос; 17. Русские народные музыкальные инструменты. 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 18. Первые артисты, народный театр. 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 19. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 20. Сказки, мифы и легенды. 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 21. Народные праздники. 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 22. Музыка наших соседей. 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 23. Кавказские мелодии и ритмы. 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос; 24. Музыка Японии и Китая. 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 25. Музыка Средней Азии. 1 0 0 15.03.2023 Устный опрос; 26. Дополнительные обозначения 0.5 в нотах. 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 27. Вариации. 0.5 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 28. Сюжет музыкального спектакля. 1 1 0 12.04.2023 Устный опрос; 29. Балет. Хареография-искусство 1 танца. 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 30. Оперетта, мюзикл. 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 31. Певец своего народа. 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 32. Диалог культур. 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 33. Русские и европейские композиторы-классики. 2 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 34. Мастерство исполнителя. 1 0 0 24.05.2023 Контрольная работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Музыка 4 класс Критская Е.Д. Сергеева Г.П. АО Издательство Просвещение Примерная рабочая программа основного общего образования Музыка ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Оборудование учебного кабинета ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Комплекты учебного оборудования для обучающихся