Рабочая программа ID3020245

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

УО АМО Кувандыкский городской округ

МБОУ "Никольская ООШ"

РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________ Даутов З.З.

______________Даутов З.З.

Протокол №7

Приказ №58

от "31" 08 2022 г.

от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3020245)
учебного предмета
«Литературное чтение»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гаряева Рузиля Римовна
Учитель начальных классов

с. Никольское 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также

сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и
прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх,
например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной
земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных
народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского,
Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь
к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на
тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения
по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений
разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты
Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место
в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве
художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства
художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на
примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни
стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не
менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои
литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —

особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями,
описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти
авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа
в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому
произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и
научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и
охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере
произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И.
Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов):
А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный
портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и
театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и
сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей.
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др.
(по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза
чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический,
систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о
реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития
личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов
бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;

— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным,
учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные),
приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран
мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики
персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по
контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте
средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного
языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные
типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;

— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного
из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные практические
работы
работы

1.1.

О Родине, героические
страницы истории

12

0

0

02.09.2022
22.09.2022

Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и авторских
произведений (не менее четырёхпо выбору), объяснение пословицы «Родной свой край делами
прославляй»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.2.

Фольклор (устное
народное творчество)

11

0

0

23.09.2022
12.10.2022

Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такоефольклор?», «Какие произведения относятся
к фольклору?»,объяснение, приведение примеров;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.3.

Творчество А.С.Пушкина

12

0

0

13.10.2022
09.11.2022

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина(«Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей
очарованье! », «Октябрь уж наступил…», «Туча», «Гонимы вешними лучами…»,«Зимняя дорога»,
«Зимнее утро» (по выбору), обсуждениеэмоционального состояния при восприятии описанных
картинприроды, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.4.

Творчество И.А.Крылова

4

0

0

10.11.2022
16.11.2022

Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»,«Квартет», «Кукушка и Петух», И. И.
Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору),
подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.5.

Творчество М. Ю.
Лермонтова

4

0

0

17.11.2022
23.11.2022

Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…»,
«Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.6.

Литературная сказка

9

0

0

24.11.2022
08.12.2022

Слушание и чтение литературных сказок. Например,М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. Ершов
«Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков«Аленький цветочек», Е. Л.
Шварц «Сказка о потерянном времени»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.7.

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века

7

0

0

09.12.2022
21.12.2022

Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и
эпические произведения: сходство и различия;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.8.

Творчество Л. Н. Толстого

7

0

0

22.12.2022
10.01.2023

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и водяной»,
«Русак», «Черепаха» и др.;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.9.

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XX века

6

0

0

11.01.2023
19.01.2023

Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и
эпические произведения: сходство и различия;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.10.

Произведения о животных
и родной природе

12

0

0

09.02.2023

Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели чтения, выбор
формы чтения (вслух или про себя (молча), удержание учебной задачи и ответ на вопрос«На какой
вопрос хочу получить ответ?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.11.

Произведения о детях

13

0

0

10.02.2023
03.03.2023

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное время: А. П. Чехов «Мальчики»,
Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх авторов);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.12.

Пьеса

5

0

0

07.03.2023
14.03.2023

Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц
«Красная Шапочка» (одна по выбору);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.13.

Юмористические
произведения

6

0

0

15.03.2023
23.03.2023

Рассказы В. Ю. Драгунского «Главныереки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М.
Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух произведений по выбору);

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.14.

Зарубежная литература

8

0

0

24.03.2023
13.04.2023

Разговор перед чтением: установление цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?»;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru

1.15.

Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной литературой

7

1

0

14.04.2023
26.04.2023

Чтение очерков С. Я. Маршака «Книга — ваш друг и учитель», В. П. Бороздина «Первый в космосе», И. Устный
С. Соколова-Микитова «Родина», Н. С. Шер «Картины-сказки»;
опрос;

https://resh.edu.ru

1

0

Резервное время

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Наше Отечество, образ
родной земли в
произведениях писателей и
поэтов 19-20 веков (И.С.
Никитин "Русь")

1

0

0

02.09.2022 Устный
опрос;

2.

Произведение
А.Т.Твардовского.
Стихотворение "Утро"

1

0

0

06.09.2022 Устный
опрос;

3.

Произведение М.М.
Пришвина"Этажи леса"

1

0

0

07.09.2022 Устный
опрос;

4.

Произведение С.Д.
Дрожжина. Стихотворение
"Родине"

1

0

0

08.09.2022 Устный
опрос;

5.

Представление о проявлении
любви к родной земле в
литературе разных народов
(на примере писателей
родного края)

1

0

0

09.09.2022 Устный
опрос;

6.

Страницы истории России,
1
великие люди и события:
образы А. Невского, Д.
Пожарского в литературе для
детей.

0

0

13.09.2022 Устный
опрос;

7.

Образы Д. Донского, А.
Суворова, М. Кутузова в
литературе для детей.

1

0

0

14.09.2022 Устный
опрос;

8.

Отражение нравственной
идеи, любовь к Родине.

1

0

0

15.09.2022 Устный
опрос;

9.

Героическое прошлое
1
России, тема Великой
Отечественной войны в
произведениях литературы на
примере рассказов
А.П.Платонова

0

0

16.09.2022 Устный
опрос;

10.

Тема ВОв в произведении
Л.А.Кассиля

0

0

20.09.2022 Устный
опрос;

1

11.

Тема ВОв в произведении
В.К.Железняка

1

0

0

21.09.2022 Устный
опрос;

12.

Тема ВОв в произедении
1
С,П,Алексеева. Осознание
понятия "поступок", "подвиг"

0

0

22.09.2022 Устный
опрос;

13.

Фольклор (устное народное
творчество). Фольклор как
народная духовная культура.
Представление о
многообразии видов
фольклора: словесный,
музыкальный, обрядовый
(календарный).

1

0

0

23.09.2022 Устный
опрос;

14.

Понимание культурного
значения фольклора для
появления художественной
литературы. Обобщение
представлений о малых
жанрах фольклора.

1

0

0

27.09.2022 Устный
опрос;

15.

Сказочники. Собиратели
фольклора (А.Н. Афанасьев,
В.И.Даль). Углубление
представлений о видах
сказок: о животных,
бытовые, волшебные.

1

0

0

28.09.2022 Устный
опрос;

16.

Сходство фольклорных
произведений разных
народов по тематике
Художественным образам и
форме ("бродячие сюжеты")

1

0

0

29.09.2022 Устный
опрос;

17.

Расширение представлений о 1
былине как эпической песне
о героическом событии.
Герой былины-защитник
страны. Образы русских
богатырей: Ильи Муромца,
Алеши Поповича, Добрыни
Никитича (где жил, чем
занимался, какими
качествами обладал).

0

0

30.09.2022 Устный
опрос;

18.

Устаревшие слова, их место в 1
былине и представление в
современной лексике.

0

0

04.10.2022 Устный
опрос;

19.

Народные былинно1
сказочные темы в творчестве
В,М,Васнецова.

0

0

05.10.2022 Устный
опрос;

20.

Фольклор как народная
1
духовная культура. Народные
былинно-сказочные темы в
творчестве В,М,Васнецова.

0

0

06.10.2022 Устный
опрос;

21.

Смысл и задачи
фольклорных произведений.

1

0

0

07.10.2022 Устный
опрос;

22.

Фольклор как народная
духовная культура. Краткий
пересказ. Иллюстрирование.

1

0

0

11.10.2022 Устный
опрос;

23.

Классификация фольклорных 1
жанров.

0

0

12.10.2022 Устный
опрос;

24.

Творчество А,С.Пушкина.
Картины природы в
лирических произведениях
А,С,Пушкина.

1

0

0

13.10.2022 Устный
опрос;

25.

Углубление представления о
средствах художественной
выразительности в
стихотворном произведении
(сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора).

1

0

0

14.10.2022 Устный
опрос;

26.

Расширение представления о 1
литературных сказках
А,С,Пушкина в стихах
"Сказка о мертвой царевне и
о семи богатырях".

0

0

18.10.2022 Устный
опрос;

27.

Положительные и
1
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки.
Выборочный пересказ.

0

0

19.10.2022 Устный
опрос;

28.

Описание героев.
Характеристика. Отношение
автора к героям.

0

0

20.10.2022 Устный
опрос;

1

29.

Смысл сказки. Повторы,
Метафоры, другие средства
выразительности

1

0

0

21.10.2022 Устный
опрос;

30.

Язык авторской сказки.
Сюжет. Эпизод. Смысловые
части.

1

0

0

25.10.2022 Устный
опрос;

31.

Фольклорная основа
авторской сказки.

1

0

0

26.10.2022 Устный
опрос;

32.

Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники.
Сюжет. Эпизод.

1

0

0

27.10.2022 Устный
опрос;

33.

Тема. Идея. Заголовок.

1

0

0

28.10.2022 Устный
опрос;

34.

Язык авторской сказки. Тема. 1
Идея. Заголовок.

0

0

08.11.2022 Устный
опрос;

35.

Иллюстрации. Авторы
иллюстраций.

1

0

0

09.11.2022 Устный
опрос;

36.

Творчество И.А.Крылова.
Представление о басне как
лиро-эпическом жанре.

1

0

0

10.11.2022 Устный
опрос;

37.

Расширение круга чтения
басен на примере
произведений И,А,Крылова,
Хемницера, Л,Н,Толстого и
других баснописцев.

1

0

0

11.11.2022 Устный
опрос;

38.

Басни стихотворные и
1
прозаические. Развитие
событий в басне, ее герои
(положительные,
отрицательные). Аллегория в
баснях.

0

0

15.11.2022 Устный
опрос;

39.

Сравнение басен: назначение, 1
темы и герои, особенности
языка.

0

0

16.11.2022 Устный
опрос;

40.

Творчество
1
М,Ю,Лермонтова.
Лирические произведения
М,Ю,Лермонтова: средства
художественной
выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение);
рифма, ритм.

0

0

17.11.2022 Устный
опрос;

41.

Строфа как элемент
композиции стихотворения.
Переносное значение слов в
метафоре. Метафора в
стихотворениях
М,Ю,Лермонтова.

1

0

0

18.11.2022 Устный
опрос;

42.

Лирические произведения
М,Ю,Лермонтова. Анализ
лексики.

1

0

0

22.11.2022 Устный
опрос;

43.

Тема и главная мысль (идея)
произведения.

1

0

0

23.11.2022 Устный
опрос;

44.

Литературная сказка.
Тематика авторских
стихотворных сказок.

1

0

0

24.11.2022 Устный
опрос;

45.

Расширение представлений о 1
героях литературных сказок
(произведения М.Ю.
Лермонтова).

0

0

25.11.2022 Устный
опрос;

46.

Произведения П.П. Ершова.

1

0

0

29.11.2022 Устный
опрос;

47.

Произведения П.П.Бажова.

1

0

0

30.11.2022 Устный
опрос;

48.

С.Т. Аксакова.

1

0

0

01.12.2022 Устный
опрос;

49.

Связь литературной сказки с 1
фольклорной: народная речьособенность авторской
сказки.

0

0

02.12.2022 Устный
опрос;

50.

Иллюстрации в сказке:
назначение .

1

0

0

06.12.2022 Устный
опрос;

51.

Иллюстрации в сказке:
особенности.

1

0

0

07.12.2022 Устный
опрос;

52.

Особенности авторской
сказки.

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

53.

Лирика, лирические
1
произведения как описание в
стихотворной форме чувств
поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями
природы.

0

0

09.12.2022 Устный
опрос;

54.

Лирика, лирические
1
произведения как описание в
стихотворной форме чувств
поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями
природы.

0

0

13.12.2022 Устный
опрос;

55.

Анализ текста. Иллюстрации. 1

0

0

14.12.2022 Устный
опрос;

56.

Расширение круга чтения
лирических произведений
поэтов 19 века
(В.А.Жуковский)

1

0

0

15.12.2022 Устный
опрос;

57.

Произведения Е.А.
Баратынского.

1

0

0

16.12.2022 Устный
опрос;

58.

Произведения Ф.И.Тютчева.

1

0

0

20.12.2022 Устный
опрос;

59.

Произведения А.А.Фет,
Н.А.Некрасова

1

0

0

21.12.2022 Устный
опрос;

60.

Расширение представлений о 1
творчестве Л.Н.Толстого:
рассказ. сказка, быль, басня.

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

61.

Первоначальное
преставление о повести как
эпическом жанре.

1

0

0

23.12.2022 Устный
опрос;

62.

Значение реальных
жизненных ситуаций в
создании рассказа, повести.

1

0

0

27.12.2022 Устный
опрос;

63.

Углубление представлений
об особенностях
художественного текстаописания: пейзаж, портрет
героя, интерьер.

1

0

0

28.12.2022 Устный
опрос;

64.

Заголовок, содержание
произведения, план.

1

0

0

29.12.2022 Устный
опрос;

65.

Виды рассказа, сказки, басни, 1
быль.

0

0

10.01.2023 Устный
опрос;

66.

Анализ героев. Читатель,
автор, герой.

1

0

0

11.01.2023 Устный
опрос;

67.

Картины природы в
творчестве поэтов 20 века.

1

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

68.

Расширение круга чтения
лирических произведений
поэтов 20 века.

1

0

0

13.01.2023 Устный
опрос;

69.

Произведения И.А.Бунина.
Темы стихотворных
произведений.

1

0

0

17.01.2023 Устный
опрос;

70.

Произведения А.А. Блока.
Герой лирического
произведения.

1

0

0

18.01.2023 Устный
опрос;

71.

Произведения
К.Д.Бальмонта.Эпитеты,
синонимы, антонимы.

1

0

0

19.01.2023 Устный
опрос;

72.

Произведения
М.И.Цветаевой. Сравнения,
олицетворения, метафоры.

1

0

0

20.01.2023 Устный
опрос;

73.

Углубления представлений о
взаимоотношениях человека
и животных.

1

0

0

24.01.2023 Устный
опрос;

74.

Расширение круга чтения на
примере произведений
А.И.Куприна.

1

0

0

25.01.2023 Устный
опрос;

75.

Произведения К.Г.Астафьева. 1

0

0

26.01.2023 Устный
опрос;

76.

Произведения М.М.
Паустовского.

1

0

0

27.01.2023 Устный
опрос;

77.

Произведения Пришвина.

1

0

0

31.01.2023 Устный
опрос;

78.

Анализ и сравнение текстов
(герои, сюжет)

1

0

0

01.02.2023 Устный
опрос;

79.

Тема, основная мысль, идея.

1

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

80.

Автор, герой, читатель.

1

0

0

03.02.2023 Устный
опрос;

81.

Разные виды пересказа, цель, 1
структура.

0

0

07.02.2023 Устный
опрос;

82.

Литературный герой,
персонаж, характер.

1

0

0

08.02.2023 Устный
опрос;

83.

Эпизод, смысловые части.
Композиция. Иллюстрации.

1

0

0

09.02.2023 Устный
опрос;

84.

Тема охраны природы в
произведениях. Смысл,
нравственные ценности.

1

0

0

10.02.2023 Устный
опрос;

85.

Произведения о детях.

1

0

0

14.02.2023 Устный
опрос;

86.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.

0

0

15.02.2023 Устный
опрос;

87.

Авторский способ
выражения главной мысли.

1

0

0

16.02.2023 Устный
опрос;

88.

Основные события сюжета,
1
поведения и поступки героев.

0

0

17.02.2023 Устный
опрос;

89.

Характеристика героев,
описание.

1

0

0

21.02.2023 Устный
опрос;

90.

Прогнозирование по
заголовку.

1

0

0

22.02.2023 Устный
опрос;

91.

Портреты героев.
Иллюстрирование.

1

0

0

24.02.2023 Устный
опрос;

92.

Сюжет. Последовательность
событий.

1

0

0

28.02.2023 Устный
опрос;

93.

Эпизод, смысловые части,
композиция.

1

0

0

01.03.2023 Устный
опрос;

94.

Упражнение в составлении
вопросов.

1

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

95.

Подробное и краткое
описание на основе текста.

1

0

0

03.03.2023 Устный
опрос;

96.

Главная и второстепенная
информация.

1

0

0

07.03.2023 Устный
опрос;

97.

Формирование нравственных 1
ценностей и позиций.

0

0

09.03.2023 Устный
опрос;

98.

Пьеса. Знакомство с новым
жанром-пьесой-сказкой.

1

0

0

10.03.2023 Устный
опрос;

99.

Пьеса-произведение
литературы и театрального
искусства.

1

0

0

14.03.2023 Устный
опрос;

100. Понятия: пьеса, действие,
персонажи.

1

0

0

15.03.2023 Устный
опрос;

101. Понятия: диалог, ремарка,
реплика.

1

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

102. Анализ действующих лиц.
Обсуждение проблем.
Структура пьесы,
особенности.

1

0

0

17.03.2023 Устный
опрос;

103. Юмористические
1
произведения. Расширение
круга чтения
юмористических
произведений на примере
рассказов В.Ю. Драгунского,
Н.Н.Носова, В.В.Голявкина,
М.М.Зощенко.

0

0

21.03.2023 Устный
опрос;

104. Характеристика, описание ,
анализ.

1

0

0

22.03.2023 Устный
опрос;

105. Средства выразительности
текста.

1

0

0

23.03.2023 Устный
опрос;

106. Понятие юмора. Юмор в
1
жизни и произведениях
художественной литературы.

0

0

24.03.2023 Устный
опрос;

107. Слушание и чтение
художественных
произведений

1

0

0

04.04.2023 Устный
опрос;

108. Прогнозирование по
заголовку.

1

0

0

05.04.2023 Устный
опрос;

109. Зарубежная литература.

1

0

0

06.04.2023 Устный
опрос;

110. Приключенческая
литература: произведения
Дж.Свифта, Марка Твена.

1

0

0

07.04.2023 Устный
опрос;

111. Особенности
приключенческой
литературы.

1

0

0

11.04.2023 Устный
опрос;

112. Обмен мнениями по сюжету
произведений.

1

0

0

12.04.2023 Устный
опрос;

113. Тема. Идея. Заголовок.

1

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

114. Работа с текстом
произведения.

1

0

0

14.04.2023 Устный
опрос;

115. Средства художественной
выразительности.

1

0

0

18.04.2023 Устный
опрос;

116. Работа с текстовой и
иллюстративной
информацией.

1

0

0

19.04.2023 Устный
опрос;

117. Библиографическая культура. 1

0

0

20.04.2023 Устный
опрос;

118. Виды информации в книге.

1

0

0

21.04.2023 Устный
опрос;

119. Очерк ка повествование о
реальном событии.

1

0

0

25.04.2023 Устный
опрос;

120. Типы книг.

1

0

0

26.04.2023 Устный
опрос;

121. Работа с источниками
периодической печати.

1

0

0

27.04.2023 Устный
опрос;

122. Задачи библиографической
литературы.

1

0

0

28.04.2023 Устный
опрос;

123. Создание выставки
библиографий

1

0

0

03.05.2023 Устный
опрос;

124. Резерв

1

0

0

04.05.2023 Устный
опрос;

125. Резерв

1

0

0

05.05.2023 Устный
опрос;

126. Резерв

1

0

0

11.05.2023 Устный
опрос;

127. Резерв

1

0

0

12.05.2023 Устный
опрос;

128. Резерв

1

0

0

16.05.2023 Устный
опрос;

129. Резерв

1

0

0

17.05.2023 Устный
опрос;

130. Резерв

1

0

0

18.05.2023 Устный
опрос;

131. Резерв

1

0

0

19.05.2023 Устный
опрос;

132. Резерв

1

0

0

23.05.2023 Устный
опрос;

133. Резерв

1

0

0

24.05.2023 Устный
опрос;

134. Резерв

1

0

0

25.05.2023 Устный
опрос;

135. Резерв

1

0

0

26.05.2023 Устный
опрос;

136. Резерв

1

1

0

30.05.2023 Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Воюшина М.П. и другие; под редакцией Воюшиной М.П., Литературное чтение (в 3 частях). Учебник.
4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Л.Ф. Климанова Литературное чтение 4 класс АО Издательство Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование учебного кабинета
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Комплекты учебного оборудования для обучающихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83536166230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».