МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Оренбургской области УО АМО Кувандыкский городской округ МБОУ "Никольская ООШ" СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Даутов З.З. ______________Даутов З.З. Протокол №7 от "31" 08 2022 г. Приказ №58 от "31" 08 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3036470) учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Мансурова Венера Абдулловна учитель начальных классов Никольское 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы. Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; — развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; — развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия: — устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; — конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; — моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); — соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; — классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией: — использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы; — использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода); — на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия: — ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; — характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; — создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; — описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.; — составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); — составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; — создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; — контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; — адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; — находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность: — выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива; — ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; — анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; — показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); — показывать на исторической карте места изученных исторических событий; — находить место изученных событий на «ленте времени»; — знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; — соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; — рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; — проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; — распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; — группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; — сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; — использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); — называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); — называть экологические проблемы и определять пути их решения; — создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; — использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; — соблюдать правила нравственного поведения на природе; — осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; — соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); — соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; — осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1. Государственное устройство РФ (общее представление). 1 0 0 02.09.2022 Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.2. Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. 1 0 0 05.09.2022 Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.3. Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России. 1 0 0 09.09.2022 Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.4. Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 1 0 1 12.09.2022 Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Практическая работа; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.5. Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. 1 0 0 16.09.2022 Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.6. Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. 1 0 0 19.09.2022 Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.7. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. 7 0 1 23.09.2022 14.10.2022 Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Практическая работа; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.8. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. 9 0 1 17.10.2022 21.11.2022 Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Устный опрос; Практическая работа; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.9. Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 5 0 0 25.11.2022 09.12.2022 Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.10. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. 7 1 1 12.12.2022 12.01.2023 Мини-проект о выдающихся людях разных эпох как носителях базовых национальных ценностей; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.11. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. 1 0 0 16.01.2023 Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.12 Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. 1 0 0 19.01.2023 Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 1.13. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. 1 0 1 23.01.2023 Исследовательская работа по теме "Культурные традиции людей в разные исторические времена"; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Письменный контроль; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ Итого по разделу 37 Раздел 2. Человек и природа. 2.1. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 1 0 0 26.01.2023 Работа с учебником; Поиск информации по теме в различных источниках; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.2. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. 1 0 0 30.01.2023 Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Поиск информации по теме в различных источниках;; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.3. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина 1 смены дня и ночи. 0 1 02.02.2023 Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.4. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. 1 0 1 06.02.2023 Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Практическая работа; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.5. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. 1 0 0 09.02.2023 Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.6. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 1 0 0 13.02.2023 Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.7. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. 1 0 1 16.02.2023 Работа с картой; Общее ознакомление; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.8. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. 1 0 0 20.02.2023 Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.9. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. 1 0 1 27.02.2023 Работа по плану; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.10. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. 1 0 1 02.03.2023 Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Устный опрос; Проект; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.11. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). 3 0 1 06.03.2023 13.03.2023 Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; Устный опрос; Практическая работа; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.12 Правила нравственного поведения в природе. 1 0 0 16.03.2023 Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; Устный опрос;; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.13 Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. 8 1 2 20.03.2023 24.04.2023 Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон; Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»; Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»; Устный опрос; Практическая работа;; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 2.14. Связи в природной зоне. 4 0 0 27.04.2023 15.05.2023 Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; Устный опрос; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ Итого по разделу 26 Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3.1. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. 1 0 0 18.05.2023 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Устный опрос; Письменный контроль; https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ 3.2. Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). 2 0 1 22.05.2023 25.05.2023 Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); Устный опрос; Практическая работа;; https://uchi.ru/ https://infourok.ru 3.3. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 2 Итого по разделу 5 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 1 3 15 29.05.2023 31.05.2023 Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; Практическая работа; Тестирование; https://uchi.ru/ https://infourok.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов 1. Государственное устройство РФ 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; 2. Конституция - основной закон РФ. Права и обязанности гражданина РФ 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 3. Президент РФ - глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России. 1 0 1 09.09.2022 Практическая работа; 4. Символы России и твоего края 1 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 5. Такие разные праздники 1 0 0 16.09.2022 Устный опрос; 6. Наш край. Практическая работа "Знакомство с картой родного края" 1 0 1 19.09.2022 Практическая работа; 7. Мир глазами историка 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 8. Когда и где? 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 9. Начало истории человечества 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 11. Средние века: время рыцарей 1 и замков 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 12. Новое время: встреча ЕВропы и Америки 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 13. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 14. Жизнь древних славян 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 15. Во времена Древней Руси 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 16. Страна городов 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 10. Мир древности: далекий и близкий всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 17. Страна городов. 1 Практическая работа " Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах" 0 1 28.10.2022 Практическая работа; 18. Из книжной сокровищницы Древней Руси 1 0 0 07.11.2022 Устный опрос; 19. Трудные времена на Русской земле 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 20. Русь расправляет крылья 1 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 21. Куликовская битва 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 22. Иван Третий 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 23. Мастера печатных дел 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 24. Патриоты России 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 25. Петр Великий 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 26. Михаил Василье вич Ломоносов 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 27. Екатерина Великая 1 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 28. Отечественная война 1812 года 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 29. Страницы истории XIX века 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 30. Россия вступает в ХХ век 1 0 0 19.12.2022 Устный опрос; 31. Страницы истории 20–30-х годов 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 32. Великая Отечественная война и великая Победа. Проект " Наш край в годы Великой Отечественной войны" 1 0 1 26.12.2022 Устный опрос; ПРактическая работа; 33. Страна, открывшая путь в космос 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 34. Проверочная работа по разделу "Человек и общество" 1 1 0 16.01.2023 Контрольная работа; 35. Объекты всемирного наследия 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 36. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 37. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена 1 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 38. Мир глазами астронома. Солнце 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 39. Планеты Солнечной системы 1 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 40. Звездное небо – великая 1 книга природы. Практическая работа "Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца" 0 1 06.02.2023 Практическая работа; 41. Смена времен года 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 42. Равнины и горы России. Практическая работа"Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов" 1 0 1 13.02.2023 Практическая работа; 43. Поверхность родного края 1 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 44. Моря, озера и реки России. Практическая работа "Поиск на физической карте морей, озер и рек России" 1 0 1 20.02.2023 Практическая работа; 45. Океаны, моря, озёра и реки России 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 46. Водоёмы и реки родного края 1 0 1 03.03.2023 Практическая работа; 47. Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. 1 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 48. Сокровища Земли под 1 охраной человечества.Международная Красная книга 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 49. Наши подземные богатства 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 1 50. Наши проекты. "Красная книга нашего края", "Охрана природы нашего края" 1 0 1 17.03.2023 Практическая работа; 51. Правила нравственного поведения в природе. "Чему меня научили уроки экологической этики" 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 52. Природные зоны России. Практическая работа" Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России" 1 0 1 24.03.2023 Практическая работа; устный опрос; 53. Зона арктических пустынь. Практическая работа " Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособления к условиям жизни в Арктике" 1 0 1 07.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 54. Тундра. Практическая работа 1 " Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособления к условиям жизни в тундре" 0 1 10.04.2023 Устный опрос; Практическая работа;; 55. Леса России. Лес и человек 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 56. Зона степей. Практическая работа " Рассматривание гербарных экземпля ров растений, выявление признаков их приспособления к условиям жизни в зоне степей" 1 0 1 17.04.2023 Устный опрос; Практическая работа;; 57. Пустыни. Практическая работа " Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособления к условиям жизни в зоне пустынь" 1 0 1 21.04.2023 Устный опрос; Практическая работа;; 58. У Черного моря. Практическая работа " Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособления к условиям жизни в зоне субтропиков" 1 0 1 24.04.2023 Устный опрос; Практическая работа;; 59. Обобщение по разделу "Природа России" Проверочная работа "Природа России" 1 1 0 28.04.2023 Контрольная работа; 60. Земля – кормилица 1 0 0 05.05.2023 Устный опрос; 61. Жизнь леса 1 0 0 12.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 62. Жизнь луга 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 63. Жизнь в пресных водах 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 64. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; 65. Безопасность в городе. Дорожная разметка и дорожные знаки 1 0 0 26.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 66. Правила безопасного поведения велосипедиста 1 0 0 29.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 67. Правила безопасности 1 школьников в сети Интернет 0 0 30.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 68. Итоговая контрольная работа 1 1 0 31.05.2023 Контрольная работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 15 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Примерная рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Физическая карта России, политико-административная карта РФ, карта природных зон, глобус ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Компьютер, проектор, экран