МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
УО АМО Кувандыкский городской округ
МБОУ "Никольская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Даутов З.З.
______________Даутов З.З.
Протокол №7
от "31" 08 2022 г.
Приказ №58
от "31" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3036470)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Мансурова Венера Абдулловна
учитель начальных классов
Никольское 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты
списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение
Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,
их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы
и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3
объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель,
подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в
Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Государственное устройство РФ (общее представление).
1
0
0
02.09.2022
Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.2.
Конституция — основной закон Российской
Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.
1
0
0
05.09.2022
Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;
Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная
особенность нашего государства»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.3.
Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России.
1
0
0
09.09.2022
Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.4.
Общая характеристика родного края: природа, главный
город, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.
1
0
1
12.09.2022
Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края;
Обсуждение докладов и презентаций учащихся
(дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»;
Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»;
Практическая
работа;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.5.
Государственные праздники в жизни российского
общества: Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День
Конституции.
1
0
0
16.09.2022
Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»;
Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или
своего региона»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.6.
Праздники и памятные даты своего региона.
Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
1
0
0
19.09.2022
Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.7.
История Отечества «Лента времени» и историческая
карта.
7
0
1
23.09.2022
14.10.2022
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени»
времени (века), в котором происходили исторические события»;
Практическая
работа;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.8.
Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические
периоды: государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация.
9
0
1
17.10.2022
21.11.2022
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени»
времени (века), в котором происходили исторические события»;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.9.
Картины быта, труда; духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические
времена.
5
0
0
25.11.2022
09.12.2022
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.10.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
7
1
1
12.12.2022
12.01.2023
Мини-проект о выдающихся людях разных эпох как носителях
базовых национальных ценностей;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.11.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и зарубежом (3—4
объекта). Охрана памятников истории и культуры.
1
0
0
16.01.2023
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом»;
Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в
мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в
Греции);
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.12
Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.
1
0
0
19.01.2023
Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и
культуры»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
1.13.
Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические времена.
1
0
1
23.01.2023
Исследовательская работа по теме "Культурные традиции
людей в разные исторические времена";
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Письменный
контроль;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
Итого по разделу
37
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле.
1
0
0
26.01.2023
Работа с учебником;
Поиск информации по теме в различных источниках;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.2.
Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.
1
0
0
30.01.2023
Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное
задание) о планетах;
Поиск информации по теме в различных источниках;;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.3.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина 1
смены дня и ночи.
0
1
02.02.2023
Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.4.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
1
0
1
06.02.2023
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг
другу вопросы о Солнечной системе;
Практическая
работа;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.5.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
1
0
0
09.02.2023
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие
реки и озёра; моря, омывающие Россию;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.6.
Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
1
0
0
13.02.2023
Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.7.
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река
как водный поток.
1
0
1
16.02.2023
Работа с картой;
Общее ознакомление;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.8.
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны. Использование человеком водоёмов и
рек.
1
0
0
20.02.2023
Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки
для хозяйственной деятельности»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.9.
Водоёмы и реки родного края: названия, краткая
характеристика.
1
0
1
27.02.2023
Работа по плану;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.10.
Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и зарубежом.
1
0
1
02.03.2023
Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом:
природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам);
национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме
«Объекты Всемирного наследия в России и в мире»;
Устный опрос;
Проект;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.11.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Международная Красная книга (3—4 примера).
3
0
1
06.03.2023
13.03.2023
Рассказ учителя о Международной Красной книге;
Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила
поведения в природе»;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.12
Правила нравственного поведения в природе.
1
0
0
16.03.2023
Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила
поведения в природе»;
Устный опрос;;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.13
Природные зоны России: общее представление об
основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, охрана природы.
8
1
2
20.03.2023
24.04.2023
Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»;
Коллективное формулирование вывода: причиной смены
природных зон является разная освещённость Солнцем
поверхности Земли;
Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;
Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие
организмы обитают в природных зонах»;
Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные
приспосабливаются к условиям жизни»;
Устный опрос;
Практическая
работа;;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
2.14.
Связи в природной зоне.
4
0
0
27.04.2023
15.05.2023
Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной
зоне»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
Итого по разделу
26
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек.
1
0
0
18.05.2023
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной жизни»;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
3.2.
Безопасность в городе. Планирование безопасных
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства
защиты велосипедиста).
2
0
1
22.05.2023
25.05.2023
Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности
можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных
местах»;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»,
обсуждение результатов работы групп;
Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде
(роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);
Устный опрос;
Практическая
работа;;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru
3.3.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации опознание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях контролируемого доступа в
Интернет.
2
Итого по разделу
5
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
1
1
3
15
29.05.2023
31.05.2023
Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как
правильно искать информацию в Интернете»;
Практическая
работа;
Тестирование;
https://uchi.ru/
https://infourok.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Государственное устройство
РФ
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
Конституция - основной
закон РФ. Права и
обязанности гражданина РФ
1
0
0
05.09.2022 Устный опрос;
3.
Президент РФ - глава
государства. Политикоадминистративная карта
России. Города России.
1
0
1
09.09.2022 Практическая
работа;
4.
Символы России и твоего
края
1
0
0
12.09.2022 Устный опрос;
5.
Такие разные праздники
1
0
0
16.09.2022 Устный опрос;
6.
Наш край. Практическая
работа "Знакомство с картой
родного края"
1
0
1
19.09.2022 Практическая
работа;
7.
Мир глазами историка
1
0
0
23.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
8.
Когда и где?
1
0
0
26.09.2022 Устный опрос;
9.
Начало истории человечества 1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
1
0
0
03.10.2022 Устный опрос;
11. Средние века: время рыцарей 1
и замков
0
0
07.10.2022 Устный опрос;
12. Новое время: встреча
ЕВропы и Америки
1
0
0
10.10.2022 Устный опрос;
13. Новейшее время: история
продолжается сегодня
1
0
0
14.10.2022 Устный опрос;
14. Жизнь древних славян
1
0
0
17.10.2022 Устный опрос;
15. Во времена Древней Руси
1
0
0
21.10.2022 Устный опрос;
16. Страна городов
1
0
0
24.10.2022 Устный опрос;
10. Мир древности: далекий и
близкий
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
17. Страна городов.
1
Практическая работа " Найти
и показать изучаемые
объекты на исторических
картах"
0
1
28.10.2022 Практическая
работа;
18. Из книжной сокровищницы
Древней Руси
1
0
0
07.11.2022 Устный опрос;
19. Трудные времена на Русской
земле
1
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
20. Русь расправляет крылья
1
0
0
14.11.2022 Устный опрос;
21. Куликовская битва
1
0
0
18.11.2022 Устный опрос;
22. Иван Третий
1
0
0
21.11.2022 Устный опрос;
23. Мастера печатных дел
1
0
0
25.11.2022 Устный опрос;
24. Патриоты России
1
0
0
28.11.2022 Устный опрос;
25. Петр Великий
1
0
0
02.12.2022 Устный опрос;
26. Михаил Василье вич
Ломоносов
1
0
0
05.12.2022 Устный опрос;
27. Екатерина Великая
1
0
0
09.12.2022 Устный опрос;
28. Отечественная война 1812
года
1
0
0
12.12.2022 Устный опрос;
29. Страницы истории XIX века
1
0
0
16.12.2022 Устный опрос;
30. Россия вступает в ХХ век
1
0
0
19.12.2022 Устный опрос;
31. Страницы истории 20–30-х
годов
1
0
0
23.12.2022 Устный опрос;
32. Великая Отечественная
война и великая Победа.
Проект " Наш край в годы
Великой Отечественной
войны"
1
0
1
26.12.2022 Устный опрос;
ПРактическая
работа;
33. Страна, открывшая путь в
космос
1
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
34. Проверочная работа по
разделу "Человек и
общество"
1
1
0
16.01.2023 Контрольная
работа;
35. Объекты всемирного
наследия
1
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
36. Посильное участие в охране
памятников истории и
культуры своего края
1
0
0
23.01.2023 Устный опрос;
37. Правила нравственного
поведения, культурные
традиции людей в разные
исторические времена
1
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
38. Мир глазами астронома.
Солнце
1
0
0
30.01.2023 Устный опрос;
39. Планеты Солнечной системы 1
0
0
03.02.2023 Устный опрос;
40. Звездное небо – великая
1
книга природы. Практическая
работа "Движение Земли
вокруг своей оси и вокруг
Солнца"
0
1
06.02.2023 Практическая
работа;
41. Смена времен года
1
0
0
10.02.2023 Устный опрос;
42. Равнины и горы России.
Практическая работа"Поиск
и показ на физической карте
изучаемых географических
объектов"
1
0
1
13.02.2023 Практическая
работа;
43. Поверхность родного края
1
0
0
17.02.2023 Устный опрос;
44. Моря, озера и реки России.
Практическая работа "Поиск
на физической карте морей,
озер и рек России"
1
0
1
20.02.2023 Практическая
работа;
45. Океаны, моря, озёра и реки
России
1
0
0
27.02.2023 Устный опрос;
46. Водоёмы и реки родного
края
1
0
1
03.03.2023 Практическая
работа;
47. Сокровища Земли под
охраной человечества.
Всемирное наследие.
1
0
0
06.03.2023 Устный опрос;
48. Сокровища Земли под
1
охраной
человечества.Международная
Красная книга
0
0
10.03.2023 Устный опрос;
49. Наши подземные богатства
0
0
13.03.2023 Устный опрос;
1
50. Наши проекты. "Красная
книга нашего края", "Охрана
природы нашего края"
1
0
1
17.03.2023 Практическая
работа;
51. Правила нравственного
поведения в природе. "Чему
меня научили уроки
экологической этики"
1
0
0
20.03.2023 Устный опрос;
52. Природные зоны России.
Практическая работа" Поиск
и показ изучаемых объектов
на карте природных зон
России"
1
0
1
24.03.2023 Практическая
работа;
устный опрос;
53. Зона арктических пустынь.
Практическая работа "
Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособления к условиям
жизни в Арктике"
1
0
1
07.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
54. Тундра. Практическая работа 1
" Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособления к условиям
жизни в тундре"
0
1
10.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;;
55. Леса России. Лес и человек
1
0
0
14.04.2023 Устный опрос;
56. Зона степей. Практическая
работа " Рассматривание
гербарных экземпля ров
растений, выявление
признаков их
приспособления к условиям
жизни в зоне степей"
1
0
1
17.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;;
57. Пустыни. Практическая
работа " Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособления к условиям
жизни в зоне пустынь"
1
0
1
21.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;;
58. У Черного моря.
Практическая работа "
Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособления к условиям
жизни в зоне субтропиков"
1
0
1
24.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;;
59. Обобщение по разделу
"Природа России"
Проверочная работа
"Природа России"
1
1
0
28.04.2023 Контрольная
работа;
60. Земля – кормилица
1
0
0
05.05.2023 Устный опрос;
61. Жизнь леса
1
0
0
12.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
62. Жизнь луга
1
0
0
15.05.2023 Устный опрос;
63. Жизнь в пресных водах
1
0
0
19.05.2023 Устный опрос;
64. Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек
1
0
0
22.05.2023 Устный опрос;
65. Безопасность в городе.
Дорожная разметка и
дорожные знаки
1
0
0
26.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
66. Правила безопасного
поведения велосипедиста
1
0
0
29.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
67. Правила безопасности
1
школьников в сети Интернет
0
0
30.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
68. Итоговая контрольная работа 1
1
0
31.05.2023 Контрольная
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
3
15
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерная рабочая программа по предмету "Окружающий мир"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Физическая карта России, политико-административная карта РФ, карта природных зон, глобус
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер, проектор, экран